Выгрузка бетонных шпал на базе ПМС
Сборка путей подразумевает не только укладку на перегоне, но и работу в цехах сборки / реставрации на базе ПМС. Выгрузка бетонных шпал — это частая обязанность монтера пути с удостоверением стропальщика. О том, как работает монтер пути с удостоверением стропальщика, детально обсуждалось в предыдущей статье.
Схема доставки железобетонных шпал
Железобетонные шпалы привозят в полувагонах, в четырех стопках, связанные стальной проволокой. Одну стопку условно делят на два яруса: 24 и 32 шпалы. В итоге, в одной стопке 56 шпал, а в полувагоне: 56 х 4 = 224 шпалы. Иногда схема доставки выглядит так — 48…56…56…48, что значит, если 226 – 16 тогда 210 шпал. Только средние два яруса с 56 шпалами, а боковые по 48.
Схема выгрузки железобетонных шпал
Для выгрузки одного полувагона потребуется 4 стропальщика: 2 в полувагон (на зацеп) и два возле него (на отцеп). У каждого стропальщика на зацепе должен быть, молоток, ломик, ножницы по металлу, багор — приспособления для зацепа троса.
На Рис.1 показано специальный механизм, или траверса под бетонные шпалы. На практике, она бесполезна, потому что, чтобы ее использовать, нужно:
- идеальное расстояние между стопками;
- пачки ровные по бокам.
Для погрузки шпал, наоборот, в полувагон, данное механическое приспособление подойдет идеально.
Часто доставляют полувагоны со сдвинутыми стопками. Такое случается в процессе транспортировки на неровных участках на перегоне, от удара в момент сцепления поезда с вагонами, резкое вынужденное экстренное торможение состава.
На Рис.2 представлена стандартная схема расположения бетонных шпал в полувагоне и способ зацепа тросов.
Из примера, действительно, только горизонтальное расположение деревянных брусков, а вот вертикальные бруски нынче не используются. Вместо этого, по краям полувагона выставляют бетонные перемычки, чтобы стопка не съезжала к бортам.
Как выгружать бетонные шпалы?
Подготовка — мастер или бригадир заранее находит место под выгрузку;
«Распаковка» — жб шпалы связанны стальной проволокой: полностью стопка или верхний ярус. Чтобы избавиться от проволоки, ее разрезают ножницами по металлу. Можно зацепить крюком грузоподъемного крана, но крановщики против такого метода, так как он противоречит способам строповки и правилам охраны труда, да и проволоку заплетают за заводские «ушка», которые вырвать нельзя.
Выгрузка — на крюк цепляется пара тросов, и полувагон с четырьмя стопками выгружаются за восемь зацепов. Согласно паспорту, грузоподъемный кран поднимает не более 10 тонн. К примеру, в ярусе 32 шпалы, а вес одной — 270 кг, тогда — 32 х 270 кг = 8 640 кг / 8 т. На практике, кран сможет поднять ярус в 40 шпал — 40 х 270 = 10 800 кг. Такой вес цепляют на крюк, только при проверке крана на работоспособность.
Время — с ровными тросами, местом недалеко от полувагона, хорошими погодными условиями: на выгрузку уходит от 15 до 20 минут.
Уборка — недостаток выгрузки в грязноте полувагонов и бетонные шпалы доставляют в вагонах, например, от угля, руды. Если в бригаде много людей, то уборкой занимаются другие монтеры пути, а стропальщики продолжают выгружать шпалы.
Когда стопка близко друг к другу и нет возможности зацепить трос, тогда делают «подрыв» яруса. Один трос цепляется за край яруса из 32 (24) шпал и кран немного поднимает его, чтобы другой край отошел. Если получилось, тогда второй трос цепляется, а если не вышло — снимают с крюка второй трос и стараются задеть свободный трос под пачкой и вновь зацепить на крюк.
Проще работать стропальщикам на зацепе, а тем, кто на отцепах, постоянно нужно следить за ровностью выгрузки ярусов.