Тепловозы ТЭП70

Тепловоз ТЭП70БС
Тепловоз ТЭП70БС

На наших железных дорогах еще много участков где нет электрификации. На таких дорогах работают тепловозы серии ТЭП70 и их модификации.

Увеличение веса пассажирских поездов и скорости их движения потребовало создания более мощного пассажирского тепловоза, чем уже активно работающего в пассажирском движении ТЭП60. Причем требовался локомотив с незначительным увеличением сцепного веса. Эта задача была решена на Коломенском тепловозостроительном заводе, где и был создан двухтележечный, шестиосный тепловоз с дизелем мощностью 4000 л.с. и электрической передачей переменно-постоянного тока, максимальная скорость локомотива составляла 160 км/час.

Тепловоз ТЭП70-0003
Тепловоз ТЭП70-0003

В июне 1973 года из ворот Коломенского завода вышел первый тепловоз этого проекта, получивший обозначение ТЭП70-0001. Затем в 1974-1975 годы были построены локомотивы № 0002-0004, а в 1977-1978 годах № 0005-0007. Это были машины первого варианта. Многие узлы и агрегаты унифицированы с ТЭП60, но было внедрено много новшеств. Например, установлен дизель мощностью 4000 л.с.(2А-5Д49), ТЭП60 имел дизель мощностью 3000 л.с. (11Д45А), хотя тележки подобраны аналогично по конструкции тележкам ТЭП60, но имеют изменения, связанные с тем, что колесные пары выполнены диаметром 1220 мм, против 1050 мм.  Увеличение диаметра колес сделано по решению специалистов, считавших, что это снизит контактные напряжения в рельсах. Опытные машины ТЭП70 поступили в депо Орша Белорусской железной дороги и эксплуатировались с пассажирскими поездами. При этом они расходовали на 10-12% меньше топлива по сравнению с ТЭП60.

Тепловоз ТЭП70
Тепловоз ТЭП70-0376

С 1978 года завод начал производство тепловозов ТЭП70 (с № 0008), которые отличались от своих предшественников – на них была существенно изменена конструкция кузова, претерпела изменение и конструкция тягового привода, заменены были тяговые электродвигатели, локомотивы были оборудованы электрическим (реостатным) тормозом. Уменьшены запасы песка, воды и масла. Запас топлива (6000 кг) остался прежним. Мощность и конструктивная скорость не изменились. В этом варианте завод строил данные локомотивы до 2006 года включительно.

С 2002 года Коломенский завод приступил к выпуску модернизированного тепловоза ТЭП70А, которому в 2006 году был присвоен индекс БС, в честь Бориса Саламбекова, теперь этот локомотив выпускается и в настоящее время с серийным наименованием – ТЭП70БС. Мощность его составляет 4000 л.с. и максимальная скорость – 160 км/час. Эта серьезная модернизация ТЭП70 – изменена конструкция кузова, применены новые системы, узлы и агрегаты, установлена система электрического отопления вагонов, установлена микропроцессорная система управления (МСУТ). Тепловозы серии ТЭП70 и сейчас активно работают на многих железных дорогах России, ну а ТЭП70БС активно поступает на смену своим устаревшим собратьям, этот локомотив – гордость Российского тепловозостроения, география его работы простирается от Дальнего Востока до Калининграда! Вот такое славное семейство пассажирских тепловозов ТЭП70!

Немного о человеке, чьим именем назван тепловоз – Борис Константинович Саламбеков, Герой Социалистического труда, в годы Великой Отечественной войны был начальником Октябрьской железной дороги, в послевоенные годы работал начальником Омской, Красноярской, Восточно-Сибирской железных дорог, активно работал на руководящих должностях в Министерстве путей сообщения СССР. Этот человек посвятил всю свою жизнь служению Родине и железным дорогам страны!