Стационарный путевой рельсосмазыватель – как работает это устройство
Довольно часто внутри железнодорожного полотна можно увидеть подобный “жёлтый треугольный ящик” – а на профессиональном языке “Стационарный путевой рельсосмазыватель”. В основном такие приспособления располагаются в местах поворотов пути (кривых) и внутри стрелочных переводов. Что это такое и с какой целью оно занимает такое положение, разберёмся в данном материале.
Место расположения этих устройств уже некоторым образом выдаёт их функциональное назначение. В районах кривых и стрелочных переводах расположены такие участки рельса, которые находятся в максимальном зацеплении с гребнем колеса. Такое зацепление создаёт дополнительную нагрузку на кромку рельса и гребень – силы трения в местах контакта настолько высоки, что дополнительный износ, шум и сопротивление движению обеспечены.
И этот прибор призван от всех перечисленных проблем железнодорожное хозяйство избавить. И называется он – Стационарная система смазки железнодорожных путей, или просто – Стационарный рельсосмазыватель. Название полностью раскрывает функциональное назначение, однако принцип работы ещё остается неизвестным.
А принцип этот довольно хитёр – смазывание рельса осуществляет само вагонное или локомотивное колесо, под которое просто в нужный момент наносится смазка.
На фото выше вы видите конструкцию рельсосмазывателя, каких на РЖД большинство. В металлическом шкафу располагается резервуар со смазывающим материалом, баллон с сжатым воздухом, аккумулятор и шланги с проводами.
Аккумулятор такому устройству нужен для длительной автономной работы, и его одного заряда должно хватить минимум на пол года, ведь смазка наносится за счет сжатого воздуха, без затрат электроэнергии. Смазывающего материала и давления воздуха должно быть в достаточном количестве, для непрерывной работы в течение тех же шести месяцев. Со шкафом разобрались..
Далее к резервуару со смазкой подключается шланг, другой конец которого соединяется со входом электроклапана. Этот клапан как раз и расположен в нашем “Жёлтом треугольном ящике” – защитном кожухе.
Ещё один шланг соединяет выходное отверстие электроклапана с форсунками, установленными в определённых местах рельса.
Также под этим защитным кожухом расположен блок управления, к которому подключены: электроклапан, управляющий подачей смазки на рельс, специальный сенсор, для определения момента проезда колеса, а также датчик вибрации. Для питания блока управления из того самого металлического шкафа подходит кабель от аккумулятора.
В момент приближения поезда усиливается вибрация всего рельсового полотна, и таким образом срабатывает датчик вибраций. Блок управления выходит из “спящего режима” и готов к работе.
В тот момент, когда колесо займёт определённое положение на рельсе, будет на короткое время открыт электроклапан. В результате небольшое количество смазки будет распылено на кромку рельса, и в тот же момент будет размазано по пути следования поезда, гребнем колеса. Также современные устройства умеют учитывать скорость и направление движения подвижного состава, и в зависимости от этого выбирать форсунки и время впрыска смазки.