Зачем крючки на вагонах метро? Разбираемся в мифах

Крючки на вагонах метро

Многие бывали в метро хотя бы раз, а для кого-то это вообще ежедневный квест, который «замозолил» все глаза. И на какаю бы деталь не пал взор любознательного пассажира, о каждой в принципе в интернете легко можно получить исчерпывающую и однозначную информацию, но только не в этом случае.

Обратите внимание на крючки, которые размещены на каждом вагоне, начиная с 1947-го года. По два с одной стороны слева от смотрящего, и один с противоположной стороны. Нетрудно вычислить, что при соединении вагонов в состав мы получим что-то вроде лесенки.

Крюк не является монолитной конструкцией а представляет собой складную систему из основной рейки, к которой крепятся два крючка, сцепляемые между собой в некое подобие лесенки. Кажется, такая форма предполагает, что нагрузка будет опираться на верхнюю планку и давить вниз. Но на самом деле никаких расчетов, подтверждающих это нет, да и нагрузка в любом случае ограничена не формой данного «крючка», а крепостью винтового соединения, которое фиксирует основную рейку.

Крючки на вагонах метро

Какие же только мифы и истории не гуляют по сети относительно предназначения данного «приспособления». Кто считает, что данная приспособа необходима для крепления специальных сигнальных значков, однако ее нужно отметать сразу. Другая версия предполагает растягивание между этих крючков специальных пружин, препятствующих падению людей между вагонами на пути. Есть и более реалистичные версии, связанные с обеспечением безопасности, но без растягивания специальных защитных пружин.

Крючки для подвешивания колясок на автобусе

На одном сайте мне удалось отыскать и такую аналогию, с автобусом и колясками… Интересная версия, не правда ли?

В чем причина?

Ладно, теперь давайте ближе к сути. Действительно, для обслуживающего персонала в депо данное изобретение используется как лестница, или как вешалка для ведер, или еще как-нибудь: вариантов просто бескрайнее множество, особенно если есть кто смекалистый.

крючки на вагонах метро

Вот к примеру фото, на котором продемонстрирован сценарий использования этих крюков в случае ЧС. Пассажир, упавший на рельсы между вагонами, действительно не имел бы шанса на спасение, если бы не эти крюки. Мы не будем рассматривать причину этого падения, будем считать что у него закружилась голова в толпе, так вот зацепиться в принципе не за что. А так лесенка, можно выбраться, еще и залезть повыше и крикнуть дежурному по станции (это конечно шутка).

крючки на вагонах метро

Так изначально на поездах метро не было никаких крюков, вот посмотрите на фото. Но после 1947-го года они стали появляться, возможно на это повлияли вагоны метро из Германии, которые в это время хлынули в СССР. Но это конспирология, так совпало, или сознательно стали копировать удобное устройство — мы уже не узнаем.

А причина появления данных устройств лежит в ГОСТ (сейчас это Р 50850 96), регулирующем как раз проектирование вагонов метрополитена.

крючки на вагонах метро

Пункт 6.2.13 говорит о том, что по торцам вагонов обязательно должно быть устройство, препятствующее падению пассажиров на путь между вагонами. Вот вам и устройство. Кто сказал, что это не эффективно, или можно придумать лучше — это все болтология. Сложилось так, что всем хорошо. И пассажир сможет выбраться, и машинист стекло протереть, да и ведро повесить можно, и знак тоже. Нельзя отметать, что конструкторы просто решили сделать многофункциональное устройство — загадку, которое может выполнять много задач, но причину появления иметь только одну.

крючки на вагонах метро

А вот так выглядит заградительное устройство на современных вагонах метро, такие вагоны можно было встретить в Московском метро. Конечно эта конструкция справиться со своей задачей гораздо лучше, но видно и минусы — лишние движения при расцепке-сцепке состава, невозможно повесить ведро, и так далее.