Скоростной электропоезд ЭР200 – Сапсан, созданный в СССР
Молодое поколение очень любит нахваливать всё западное, заокеанское, и поезд-птица Сапсан не исключение. Так уж он всем нравится, и быстр, и современен, и самое главное – оказывается только с ним у нас появилось скоростное ЖД сообщение! Если такое говорят руководители РЖД, то к молодежи нашей нет никаких претензий, они ленивы и не ищут информацию сами, однако конечно не все такие. Ладно, у нас же не о политике материал. Сапсан не первый скоростной поезд в нашей стране, а первым был Электропоезд ЭР200, который как раз и заменили Сапсанами в 2009-м году. Вот об этой советской “птичке” давайте и поговорим.
Сделан поезд в Риге в 1973-м году, а проектировался он целых 12 лет! Это была огромная всесоюзная работа с привлечением более 50-ти научно-исследовательских институтов. Почему такое количество людей создавало одну электричку – в то время говорить о поездах со скоростями под 200 км/час было фантасмогорично. Работы по увеличению скорости советы были вынуждены начать под воздействием запада, да все таки Европа и Америка играли особую роль в развитии СССР. Когда заграницей уже были скоростные поезда, а у нас нет, то это вызывало нервный скрежет зубов больших партийных деятелей, и в итоге ученые, инженеры, конструкторы откладывали свои ракеты подальше, и занимались общественно полезными разработками. Вот такая реальная история создания этой машины.
Сделан электропоезд из алюминия, прям аэрокосмические технологии, да и цели использования данного металла схожие с авиацией – необходимость уменьшить вес. Поскольку эксплуатация поезда планировалась на маршруте Москва – Ленинград, где электрификация постоянным током 3000В, мощность нужно было экономить, так как сила тока была ограничена (могло произойти оплавление контактного провода). Обтекаемые формы служили защитой для пассажиров, которые на пригородных платформах стояли в ожидании своих “медленных” электричек. Такая форма не создает турбулентных потоков, которые могут затянуть стоящего позади них человека. Ну и конечно обтекаемость также экономит электричество, правда не так много, как можно подумать.
Максимальная скорость электропоезда составляет 200 км/час, как и указано в его серии ЭР200 (Электропоезд Рижский 200 км/час). Все вагоны поезда являются моторными, кроме головных. Длину состава можно было комбинировать, требовалось минимально четыре моторных вагона на два головных, то есть шесть вагонов минимум, ну а максимум 12. Для торможения состава было предложено три варианта тормозов – реостатный, пневматический, магниторельсовый (как на трамвае). После того, как во время испытаний электромагнит магниторельсового тормоза оторвался и чуть не устроил крушение, тормозов осталось только два вида. Причем реостатный спокойно справлялся со своей задачей как на большой скорости, так и на малой. Управлять поездом было довольно просто, контроллер машиниста имел не 32 позиции, как на некоторых советских электровозах, а всего-то четыре. Да и в кабине было гораздо удобней, чем в иных моделях локомотивов и электропоездов СССР. Пассажирский салон выглядел как на самолете ЯК-40, два кресла через два, только один ряд направлен в одну сторону, а другой в противоположную.
Хороший был поезд, мне очень жаль что его история, труды такого количества умных людей, ушли в прошлое. Сапсан – это полностью немецкая машина марки Сименс, ничего нашего там и близко нет.
Пишите комментарии, спасибо за внимание!