Кто такой машинист поезда
Большинство людей толком не понимают, кто такой машинист поезда, а ведь это главный в кабине тепловоза или электровоза. Его должность отличается от других профессий такими качествами: спокойствие, концентрация, быстрое принятие решений в сложных или чрезвычайных ситуациях на железной дороге.
Требуется стрессоустойчивость в таких ситуациях, как:
• препятствие на путях;
• человек не услышал сигнал приближающего поезда;
• проблемы на переезде, когда автомобиль не может сдвинуться с места;
• критическая поломка поезда.
Вот именно в такие моменты важно не паниковать, а принимать меры безопасности, ведь кроме грузовых вагонов в составе поезда могут бить только пассажирские вагоны.
Рабочий день машиниста поезда начинается с предрейсового инструктажа, где он получает важную информацию;
• на каких участках пути происходят ремонтные работы;
• в каких местах на перегоне изменены ограничения скорости;
• какие метеоусловия.
Перед рейсом машинист и его помощник обязательно проходят медосмотр и тест на алкогольное опьянение. Любая поездка фиксируется и поэтому, машинисту выдают маршрутный лист и кассету регистрации поездки. На кассету записывается действия, а также переговоры машиниста поезда во время рейса и после завершения смены, кассета оставляется в депо.
Перед отправкой, электровоз или тепловоз внешне внимательно осматривается бригадой поезда, выдается справка об удовлетворительном состоянии тормозов, бланк предупреждение об ограничениях скорости на маршруте.
Покидать кабину в движении электровоза или тепловоза машинист не имеет права. Обязательный осмотр машины на пути следования проводит помощник. Машинист покидает кабину только, когда приведет поезд в нерабочее состояние:
• опустит токоприемник;
• отключит аккумуляторную батарею;
• закрепит поезд от самовольного движения.
Обязанности машиниста
К ним относятся:
• внимательное слежение за дорогой и электрическими приборами;
• контролирование работы поезда на протяжении всего рейса.
Бдительность — это основной критерий работы машиниста. Помимо современных систем проверки бдительности, существует традиционное поднятие руки рабочим на железнодорожных путях или бригаде встречного поезда. Это условный сигнал, указывающий на то, что машинист внимательно следит за дорогой.
Класс машиниста
Их всего три:
I класс (высокий) — нужно 1.5 года отработать на должности помощника, и после пройти стажировку на должность машиниста;
II класс — стаж не менее двух лет и это дает возможность управлять пассажирскими поездами, но только после предварительного обучения;
III класс — обслуживание грузового движения и участие в маневровой работе на станции.
От классности зависит уровень заработной платы, и доплата составляет в пределах от 5% до 15%.
Машинист поезда из-за тяжелых условий труда, а это физические и психологические нагрузки, вправе уйти на долгосрочную пенсию в возрасте 55 лет, но придется отработать примерно 12 лет. После этого срока, он подает заявление и оформляет пенсионное удостоверение.