Советский паровоз ИС 20-16 разгонялся до 180 километров в час
Паровозы оставались единственной тяговой силой на железной дороге довольно долго. Эти машины отличаются неприхотливостью. Единственное, что им требуется, кроме обслуживания, – это вода и какое-нибудь топливо.
Необходимость создания нового паровоза
Разумеется, в течение всего времени существования паровозы совершенствовались. Они становились экономичнее, мощнее, быстрее. Улучшать эти характеристики было просто необходимо. Дело в том, что интенсивность движения составов постоянно росла, что обеспечивало перегрузку железных дорог.
Острая необходимость повышения скоростных характеристик поездов появилась уже к 1930-м годам. Особенно это касалось перевозок пассажиров. Существовавший в то время паровоз СУ, выполнявший большинство перевозок, не мог справиться с возрастающими нагрузками. Имея мощность в 1,5 тысячи лошадиных сил, он мог развить максимальную скорость до 125 километров в час. Однако на такое он был способен лишь с незначительной, по сравнению с требуемой, нагрузкой.
В 1932 году началась эксплуатация нового паровоза серии ИС. Это была более совершенная машина. Ее мощность довели до 3,2 тысяч лошадиных сил. Но и этого оказалось недостаточно для вождения тяжелых составов с высокой скоростью.
В 30-е годы к конструкторам (НИИЖТ) присоединился Московский авиационный институт. Испытания проводились на модели. Для этого использовалась аэродинамическая труба. Оказалось, значительная часть мощности тратилась не на передвижение вагонов, а на преодоление сопротивления воздуха.
Принимая во внимание полученные результаты, новый паровоз, получивший наименование ИС 20-16, оснастили капотом, имеющим обтекаемую форму. В ходе испытаний выяснилось, что скорость, с которой эта машина, изготовленная Ворошиловградским заводом, способна двигаться, достигает 155 километров в час.
Создание машины проходило с участием авиаторов
В 1036-м году коллективом конструкторов, начата разработка паровоза ИС20-16 (схема – 2-3-2). Для достижения высоких скоростей его форма должна иметь максимально обтекаемые очертания для придания аэродинамических характеристик. Создание паровоза было закончено в апреле 1938 года. Его особенностью стали колеса большого (2200 миллиметров) диаметра. Машина могла разгоняться до 180 километров в час.
Созданием паровозов схем 2-3-2 занимался в то время и Коломенский завод. Но каждая новая машина собиралась из специально спроектированных деталей. На Ворошиловградском заводе пошли по пути унификации, использовав многое от машин ФД и ИС. К примеру, наш новый паровоз получил большую часть деталей от паровозов предыдущих серий, использовались многие важные узлы и детали. Это существенно облегчало ремонт. Главное, чтобы в парке имелись машины серий ФД и ИС.
Создателями новой машины использовались материалы и технологии, позволяющие снизить ее вес. В частности, применяли более высокопрочную сталь, соединения выполнялись с помощью сварки. Особо внимание уделялось движущимся узлам, для литья которых использовалась легированная сталь. Положительно отразилось на скоростных характеристиках и использование роликовых подшипников, вместо подшипников скольжения.
Эксплуатация скоростного паровоза
К эксплуатации первого, самого скоростного, паровоза приступили летом 1938-го года. Машину направили работать на Южно-Донецкой железной дороге. Там ее использовали для вождения пассажирских составов от Славянска до Ростова-на-Дону и до Харькова. За один месяц паровоз пробежал более 6-и тысяч километров.
Следующий построенный паровоз отправился на Октябрьскую железную дорогу, на которой перевозил составы от Москвы до Бологого. Зарегистрирован случай, когда на подъеме его паровая машина превысила проектную мощность на 8%. При этом перед подъемом состав развил скорость 110 километров в час, а в его завершении шел со скоростью 76 километров в час.
В качестве недостатка этого паровоза следует назвать повышенный на 15% расход топлива. В этом он уступал машинам серии СУ. Сказалось отсутствие тщательных испытаний, а также то, что к изучению его характеристик не отнеслись должным образом.
Большую роль сыграл ИС 20-16 в годы Великой отечественной войны. После ее окончания по ряду причин скорости движения железнодорожных составов не превышали 70 километров в час. Из-за этого с паровоза был снят обтекатель. Однако и при этом он был способен достигать высоких скоростей. К примеру, в один из апрельских дней 1957 года, буксируя специальный поезд, он смог развить скорость 175 километров в час.