Самые необычные тепловозы России
Какие тепловозы работали и работают в России на путях промышленных предприятий в промышленном железнодорожном транспорте? Да, промышленных локомотивов создано великое множество, они сконструированы специально для работы в нелегких условиях промышленного производства, должны вписываться в кривые малого радиуса (не более 40 метров), обладать достаточной мощностью, не зависеть от вредных факторов производства (пыль, влага, воздействие химических веществ и т.д.). Серьезный набор требований.
По этим причинам промышленные тепловозы строились с гидравлической передачей. Мощность их варьируется от 200 до 1200 л.с. Некоторые из них работают не только на промышленных предприятиях, но и на путях ОАО РЖД в маневровой и даже поездной работе. Сразу несколько тепловозостроительных и машиностроительных заводов строили и строят эти локомотивы.
Познакомимся с наиболее яркими представителями этого семейства. А начнем… с паровоза, специально созданного для промышленных путей – паровоз 9П, осевая формула 0-3-0, мощностью 320 л.с. Выпускался он достаточно долго с 1935 по 1957 год. Строили его три завода: с 1935 по 1946 год Коломенский и Новочеркасский паровозостроительные заводы, ну а с 1946 года за производство данного паровоза вплотную взялся Муромский паровозостроительный завод.
Но в 1957 году этот завод прекратил выпуск паровозов 9П и начал производить маневровые, трехосные, промышленные тепловозы с гидравлической передачей, мощностью 400 л.с. – ТГМ1.
С этого локомотива началась целая династия промышленных тепловозов Муромского тепловозостроительного завода, это знаменитые ТГМ23, с индексами Б, В, Г и Д. Эти машины идеально соответствуют всем требованиям, предъявляемым к промышленным локомотивам. Выпускаются они с 1960 года и по настоящее время. Мощность их варьируется от 400 до 500 л.с., в зависимости от модификации.
Эти тепловозы имеют одну общую конструктивную особенность – на гидропередаче установлен, так называемый, отбойный вал, к этому валу прикреплен дышловой механизм, дышлами связаны все три оси, все они получаются ведущими. Локомотивы и сегодня можно видеть на многих промышленных предприятиях, конструкция получилась очень удачной.
Локомотивы помощнее строил и строит Людиновский тепловозостроительный завод. А началось все с тепловоза ТГМ3, построенного сначала на Луганском (Ворошиловградском) тепловозостроительном заводе в 1959 году. Это маневровый четырехосный локомотив с гидравлической передачей, мощностью 750 л.с. Позже его чертежи были переданы на Людиновский тепловозостроительный завод, который продолжил выпуск этого замечательного локомотива. ТГМ3 хорошо трудился как в промышленности, так и на путях общего пользования в маневровой и даже поездной работе, затем его модернизировали и присвоили индекс ТГМ3Б, и по сей день можно еще увидеть их.
Ну а Людиновский завод продолжил дальше проектировать и строить тепловозы с гидропередачей, в 1966 году были спроектированы и построены два четырехосных с локомотива с гидропередачей, мощностью 1200 л.с. – ТГМ5 и ТГМ6. Это были универсальные локомотивы для маневровой и поездной работы. ТГМ5 был выпущен в двух экземплярах и работы по нему были прекращены, а вот ТГМ6 пошел в серию, затем его немного модернизировали, присвоили индекс «А» – ТГМ6А. Данная машина эксплуатируется и в данное время как на предприятиях промышленности, так и на путях ОАО РЖД.
В 1971 году завод начал выпуск четырехосных тепловозов ТГМ4 и ТГМ4А, мощность их была пониже – 750 л.с. и уменьшен сцепной вес. Локомотив эксплуатируется и в наше время, также ТГМ4 работали и на Сахалине, где ширина колеи составляет 1067 мм, и знаменитый ТГМ3 тоже оставил свой след на Сахалине.
С середины 70-х годов Людиновский завод построил несколько экспериментальных тепловозов – ТГМ9, ТГМ12 и ТГМ14, но эти машины в серию не пошли.
Некоторые машины (ТГМ10) поставлялись на предприятия Франции.
Небольшие промышленные тепловозы с гидропередачей с 1960 года выпускал Калужский машиностроительный завод, это двухосные ТГК2, мощностью 220 л.с. Локомотив устойчиво работал и продолжает трудиться на стальных магистралях.
Хороший тепловоз спроектировал и с 1982 года серийно строил Камбарский машиностроительный завод, специализировавшийся на строительстве подвижного состава узкой колеи. Это четырехосный локомотив с гидропередачей ТГМ40, мощностью 400 л.с. Особенность его в том, что этот тепловоз унифицирован под четыре колеи – 750, 900, 1067 и 1520 мм.! Его можно встретить на дорогах разной колеи и по сей день.