Искры из под колес локомотива – почему это происходит и опасно ли это?
Многим возможно приходилось наблюдать довольно завораживающую, но одновременно пугающую картину – локомотив тащит за собой пассажирский или грузовой поезд, а из под его колес летят искры как от фейерверка или, мужчины поймут, от работающей по алюминию болгарки. И как железнодорожники закрывают глаза на такие явления, или они не приносят отрицательных последствий? Давайте по-порядку простым, человеческим языком, совершим ликбез!
Когда колеса искрят на вагоне, это происходит однозначно от резкого торможения, либо просто заклинивания колесной пары. А вот когда искрят колеса на локомотиве, да еще и при трогании с места или подъеме в гору, то связано это с потерей сцепления колеса с рельсом из-за дождя, снега, или просто низкого сцепного веса для слишком тяжелого состава, и процесс этот называется – Боксование. Не поправляйте меня, именно бОксование, на железной дороге это именно так. Ничего хорошего это явление не сулит и железнодорожники всеми силами его стараются избегать. На новых локомотивах автоматика определяет, если один или несколько двигателей вращаются быстрее, чем движется поезд, то данный двигатель моментально отключается, в этот момент боксование не происходит и питание подается на двигатель вновь. Еще на любом локомотиве есть устройство для подачи под колеса песка! Лучше в этот момент рядом не стоять. Песок подается мощной струей в “просвет” рельса и колеса, и как правило, это здорово помогает восстановить сцепление и устранить боксование.
В общем прогресс берет свое, но в старых моделях локомотивов никакая автоматика проскальзывание колес не определяет, и локомотивная бригада даже может и не знать, что колеса летят как птицы. Только по амперметру можно определить, что двигатель пошел на ускорение, а для этого нужен был приличный опыт поездной работы. А если в момент боксования увеличить мощность, то скорее всего на этом путешествие всех поездов по данному пути, до замены рельсового блока, будет отложено!