Электровоз ЧС1: прародитель всей легендарной серии “ЧС”
Продолжая тему развития электрической тяги в СССР, невозможно обойти стороной целое явление под названием “ЧС“, думаю знающие люди всецело поддержат такую трактовку истории. Итак, поехали!
Начнем серию повествований с электровоза ЧС1, который был самым первым “Чехом”, импортированным в СССР.
В 1950-х годах СССР не обладал современным пассажирским электровозом, а НЭВЗ (Новочеркасский электровозостроительный завод) был слишком занят производством электровозов серии “ВЛ” (Владимир Ленин). По линии закупок локомотивов зарубежом у советов была работа давно отлажена, и не вызывала особых патриотических диссонансов у руководства. Так что в этот раз Чехословакия была выбрана поставщиком пассажирских электровозов, и как уже показало время, с поставщиком нам действительно повезло.
В 1953-м году чехи из электровоза Е499 типа 12Е стали создавать для нас электровоз, который в Советском Союзе получит серию “ЧС1“, собственно аббревиатура образована от названия страны производителя, ничего нового с выбором серии, всё как всегда. В итоге в 1957-м году получилось произвести два электровоза ЧС1 типа 24Е.
Отправились на работу первые чехи на Октябрьскую и Московскую железные дороги, где получили положительные отзывы эксплуатирующих специалистов, особенно нравилась техника локомотивным бригадам. Комфорт по сравнению с ВЛ22, на которых тогда приходилось работать, был на высоком уровне.
Высокая оценка получена, на верху все согласовано и в 1959-м году с чешского “конвейера” вышли еще 15 машин, а в 1960-м 84! Только в сравнении с первыми двумя локомотивами последующие имели заводскую серию 41Е и довольно сильно от них отличались, но только не техническими характеристиками. Кстати, раз уж затронули давайте пройдемся по характеристикам: мощность 2344 кВт, максимальная скорость 120 км/час и сцепной вес 85 тонн. Все машины работали на постоянном токе, напряжением 3000В.
Еще я хотел бы рассказать о двух интересных деталях. Размер электровоза был под европейский стандарт, то есть меньше и ниже, чем машины союза, и для того, чтобы токоприёмник доставал до контактного провода, который был значительно выше нашего ЧСа, его (токоприемник) пришлось поставить на специальную площадку.
Двери в кабину находились только со стороны помощника машиниста, по этому на одной стороне локомотива была только одна дверь, но ручки почему-то стояли на обеих сторонах. Для чего был нужен такой муляж, я не знаю. Возможно наш постоянный читатель Driver поведает в комментариях об истинной причине, так что заходите туда почаще!
ЧС1 хорошо себя показал и можно сказать, что он стал отцом всех последующих электровозов ЧС, которых было еще много, и работают они уже на дорогах не СССР а России до сих пор.
Последний и единственный ЧС1 обитает в музее железных дорог на Балтийском вокзале в Санкт-Петербурге, а все остальные его собратья обрели вторую жизнь в вилках, ложках, стиральных машинках и тд.