Что такое реставрация пути? Часть 2

В предыдущей статье «Что такое реставрация пути?» были затронуты лишь «поверхностные» способы восстановить железнодорожное звено, чтобы обеспечить ему стойкость к последующим нагрузкам в период активных перевозок.  

Там закрутил, тут просверлил и готово! 

Для примера, рассмотрим полноценную реставрацию звена на базе ПМС и схему работ. После укладки пути на перегоне, на базу ПМС привозят «старые» звенья, которые бывают трех видов: 

  • на деревянных шпалах; 
  • на бетонных шпалах; 
  • «микс» — смешное название, но это значит, что в таком звене одновременно деревянные и бетонные шпалы (последние могут быть одновременно как на КБ скреплениях, так и на «крабах», шурупах и т.д.).  
Монтер пути - путевые машины и укладка пути

Выгрузка «пакета» — платформа из пяти звеньев осуществляется: 

  • УК или РК; 
  • либо двумя козловыми кранами при помощи траверс и колец для переворота (используют даже троса).  

Во время выгрузки стоять рядом возле кранов другим монтерам пути, кроме четырех стропальщиков, категорически запрещено, так как шпалы отваливаются и падают на землю, на платформу. Чем выше стопка из звеньев (в одной максимум 15 штук), тем опасней, хотя по охране труда разрешается только 10 в стопке. 

Одной бригаде за смену достаточно 7-10 звеньев на «бетоне» для реставрации, чтобы заработать на тариф и иметь хорошую зарплату. Учитывая некоторые «современные» расценки и этого бывает мало, но количество звеньев можно согласовать с бригадой, когда нет спешки перед укладкой. 

Двумя кранами развозят старые звенья, стыкуя их между собой — это необходимо, чтобы путейские шуруповерты было удобно перемещать и раскручивать болтовые скрепления. Об электроинструментах для КБ скреплений будет в статье «Виды инструмента для монтера пути». Если звено на пружинных клеммах (крабах), тогда стыковать не обязательно.  

Рейсы раскручиваются, и снимаются одним либо двумя козловыми кранами. После этого бригада приступает к замене резины, болтов, изовтулок, гаек, подкладок (трескаются и ломаются на две половины). Плохие бетонные шпалы собираются отдельно и вывозятся в заранее подготовленное место. 

Сборка «нового» звена на старых шпалах бывает трех вариантов: 

  • на 42 штуки; 
  • на 46 штук; 
  • на 50 штук. 

Зачастую используют схему на 42 шпалы — для этого расстояние между ними выставляют или при помощи рулетки либо по специальному шаблону (деревянная рейка, на которой краской нанесены полоски). 

Недостающие шпалы добавляют обратно и когда все готово, устанавливают обратно «годные» рельсы. Иногда привозят не стандартные рельсы длиной в 25 метров, а обрезанные бензорезом плети.  

Когда нет на стеллаже запасных рельс или схема сборки предусматривает повторное использование «того, что прибыло», мастер и бригадир рулеткой вымеривают 25 м на плети, отмечают мелом места, где нужно обрезать рельсорезным станком и после просверлить отверстия сверлильным станком.  

Монтеры пути укладывают новый путь

Меньше деталей, но труднее 

Звенья на деревянных шпалах — это трудоемкий процесс: 

  • расшивка костылей — выдергивать их при помощи лапчатого лома еще то удовольствие. Бывает, что тяжело «зацепить костыль» либо он не поддается, так как забыт в новую деревянную шпалу. Проблематично расшивать такое звено зимой, когда дерево от холода немного уменьшается. Конечно, это не металл, заметно меняющий свойства от температуры, но небольшой процент колебаний присутствует; 
  • складывание на концах шпал подкладок и костылей; 
  • уборка рельс двумя козловыми кранами при помощи тросов или поштучно клещами на стеллаж; 
  • сортировка деревянных шпал на годные и топливо — хотя есть и такое понятие, как стройка (третий тип, когда продают заинтересованному населению на гараж, на пристройку, распустить на доски и т.д.).  

    Складывают вручную в стопки по 50 штук и вывозят в три разных места под них. Топливо — они не предназначены для повторного использования, а только вместо дров для обогрева жилых помещений. В основном в конторах на ПМС, в ПЧ или в других организациях, где установлены твердотопливные котлы, такие шпалы режут на чурки и доставляют к кочегарке; 
  • уборка — сломанные подкладки, куски рельс, ржавые болты и гайки, костыли, противоугоны собираются в контейнер и отвозятся краном в бункер под металлолом; 
  • подготовка — если есть время, можно «обеспечить» бригаду работой на следующую смену и заранее разложить звенья.  

Кроме металла, на землю падает старый щебень, земля, засохшие растения, затвердевший мазут (такое встречается в местах простоя тепловозов). В конце месяца, околоток чистит территорию от мусора, так как тяжело ходить. Мелкие куски от болтов, гроверов можно собрать электромагнитом, который подключается к козловому крану.