Без чего невозможна работа РЖД? Маневровая работа на станциях
А как осуществляется маневровая работа на станциях? Вопрос очень серьезный. Маневровая работа – это огромный сегмент в работе любых железных дорог в целом. На станциях производится сортировка вагонов, формирование и расформирование составов, производится подача порожних вагонов и вывоз готовой продукции с промышленных предприятий, работа с пассажирскими поездами и много еще важных операций, все это и есть – маневровая работа, а проще, маневры.
Станции бывают разных классов, например, внеклассные – это крупные сортировочные станции и далее, станции 1, 2, 3 и 4 классов. Но везде может производиться маневровая работа, на станциях любого класса, только со своими особенностями. Рассмотрим маневровую работу на самых крупных сортировочных, «внеклассных» станциях. На них существуют сортировочные горки, подгорочные парки, парки прибытия, отправления и формирования грузовых поездов, на все направления, также пассажирские вокзалы, перроны, парки отстоя пассажирских составов и многое другое, везде производится интенсивная маневровая работа.
Весь ее порядок строго регламентируется соответствующими инструкциями и правилами, как общеотраслевыми, так и местными. На каждой станции существует техническо-распорядительный акт, в котором прописана вся работа станции, исходя из местных условий – это важнейший документ, утверждаемый начальником дороги, согласованный с ревизорским аппаратом. Он обязателен для изучения всеми причастными, под роспись с периодической проверкой его знания в виде зачетов. Радиообмен при маневровой работе ведется отдельно от поездного, на своей частоте, ведь в работе задействовано очень много специалистов: машинисты маневровых тепловозов, составители поездов, операторы горочных постов, вагонники, дежурные по станциям и многие другие.
Работа маневровых локомотивов в основном производится по сигналам маневровых светофоров (белый-разрешающий, синий-стой), но также и по сигналам маршрутных, выходных и входных светофоров (например, выезд маневрового состава за границу станции). На сортировочных горках – своя технология, там машинисты тепловозов работают по сигналам специальных, горочных светофоров, как правило это светофоры мачтового типа.
Все стрелки централизованы и управляются с пульта дежурного по станции, но в отдельных парках, например, подгорочных, стрелками может дистанционно управлять оператор, находящийся в помещении дежурного по станции или оператора горки. Помимо дежурного по станции маневровой работой руководит маневровый диспетчер.
А какие локомотивы работают на маневрах и как они подразделяются?
В маневровой работе задействованы в основном тепловозы, капотного типа, специально для нее построенные : ТЭМ2 и его модификации, ТЭМ18ДМ – тепловозы с электрической передачей, шестиосные, строившиеся на Брянском машиностроительном заводе, мощность их составляет 1000 л.с.;
ЧМЭ3 и его модификации, шестиосные тепловозы с электрической передачей, мощностью 900 л.с., строились в Чехославакии. Где требуется локомотив помощнее, то там работают восьмиосные тепловозы с электрической передачей ТЭМ7, мощностью 2000 л.с., выпускаемые Людиновским тепловозостроительным заводом.
Но все зависит от местных условий, выполнять маневровую работу могут и поездные локомотивы, даже электровозы, например, на сортировочных горках. Маневровые локомотивы по роду работы, подразделяются на горочные, парковые, хозяйственные и диспетчерские. Горочные машины, как правило самые мощные, работают на горках – вытягивают тяжелые составы на горку, а потом их оттуда сталкивают в подгорочный парк. Парковые локомотивы работают во всех парках и выполняют огромный объем работ – формирование и расформирование поездов, прицепки и отцепки, перестановки и т.д., также они выполняют всю маневровую работу с пассажирскими поездами. Хозяйственные (на профессиональном жаргоне – «хозяйки») работают на ветках промышленных предприятий – поставка порожняка и уборка груженых вагонов на станцию. Диспетчерские локомотивы работают на участках, обрабатывая небольшие станции, но где есть погрузка и выгрузка вагонов, доставляя их на сортировочные станции.
Машинисты маневровых локомотивов работают в основном в «одно лицо», то есть без помощников и руководствуются сигналами и указаниями составителя поездов и дежурного по станции. Смена длится по 12 часов в день и ночь.