Тепловозы серии 2ТЭ10: легендарные локомотивы

тепловоз 2тэ10 старый
Тепловоз 2ТЭ10

На наших железных дорогах работает большое количество тепловозов различных конструкций, построены они в разное время и разными заводами.  Вклад этих локомотивов в развитие железных дорог и экономики СССР и современной России огромен! Невозможно представить железную дорогу без этих трудяг! Основную нагрузку грузовых перевозок страны несли и несут модели серии 2ТЭ10. Эти локомотивы эксплуатируются со времен Советского Союза и полноценной им замены пока-что нет. На некоторых дорогах 2ТЭ10 водят и пассажирские поезда.

Итак – грузовые тепловозы серии 2ТЭ10

Родоначальником этой огромной серии стал спроектированный в 1957 году на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. В.А. Малышева односекционный двухкабинный шестиосный грузопассажирский тепловоз с электрической передачей – ТЭ10. Первый локомотив вышел из ворот завода в 1958 году и строился серийно до конца 1961 года. На нем устанавливался дизель 9Д100, мощностью 3000 л.с., но с № 015 стали устанавливать дизели 10Д100.

Понятно, что односекционный вариант не подходил для вождения грузовых поездов, поэтому в 1961 году Харьковский завод построил несколько двухсекционных 2ТЭ10, которые поступили в эксплуатацию в депо Кандалакша, Октябрьской железной дороги. Вот на базе него на Луганском (Ворошиловградском) тепловозостроительном заводе в октябре 1961 года и был построен первый экземпляр серии 2ТЭ10Л. Практически с него началась славная и долгая история этой серии.

Тепловоз 2ТЭ10у
Тепловоз 2ТЭ10у

2ТЭ10Л – грузовой двухсекционный двенадцатиосный локомотив с электрической передачей постоянного тока, мощностью по 3000 л.с. в секции, общей мощностью 6000 л.с. (2Х3000), конструктивная скорость составляет 100 км/час. Кузов локомотива опирается на две трехосные челюстные тележки, в которых установлены три тяговых электродвигателя постоянного тока с опорно-осевой подвеской. На нем установлен однорядный, с раздвигающимися поршнями, двухтактный, десятицилиндровый дизель 10Д100, с турбонаддувом (два турбокомпрессора), мощностью 3000 л.с. Дизель 10Д100 – удачное продолжение конструкции дизеля 2Д100, устанавливаемого на ТЭ3. За счет турбонаддува его мощность была поднята на 1000 л.с.

Практически на всех моделях серии 2ТЭ10 устанавливались эти дизеля, менялась только конструкция ходовой части и электрического оборудования. 2ТЭ10Л выпускались Луганским заводом до конца 1977 года, всего было построено 7309 секций.  Локомотив получил прозвища – «люся», «элка» и «фантомас». Это хорошая машина, работает он и сейчас на дорогах страны. Мне довелось поработать на них, отмечу одно качество – «элка» очень упористая и тяговая машина, берет с места поезда практически на любом профиле, трогаешься потихонечку, а он аж слегка подпрыгивает, но уверенно берет поезд с места, ну а в движении в тяге просто красота!  Но на этом, уже Ворошиловградский завод, не останавливался.

Дизель тепловоза машинное отделение тепловоза
Дизель Тепловоз 3ТЭ10М

В 1974 году завод построил первый 2ТЭ10В. Конструкция локомотива была значительна улучшена –новые усовершенствованные, удобные и унифицированные кабины машиниста с новым пультом управления, бесчелюстные тележки, новые электронные системы, например – комплексное противобуксовочное устройство, система поиска неисправностей и т.д. Дизель оставлен прежний – 10Д100. Кузов тепловоза опирается на каждую тележку через четыре боковые опоры. Ход стал очень мягким, приятно было на нем работать, прекрасная машина. 2ТЭ10В строился на данном заводе до 1981 года, всего было построено 3162 секции. Локомотив работал и сейчас работает практически на всех дорогах страны.

В 1978 году завод выпустил опытный трехсекционный 3ТЭ10В, но в серию он не пошел, но трехсекционная конструкция была реализована в следующей модернизации 2ТЭ10В – тепловозе 2ТЭ10М. Хотя первый локомотив подсерии «М» был построен в 1979 году в трехсекционном варианте – 3ТЭ10М и завод успешно продолжал их строительство до 1990 года, всего было построено 1920 секций этого локомотива, естественно его мощность составляла 9000 л.с. (3Х3000). А с 1981 по 1990 год на заводе выпускался 2ТЭ10М, небольшая модернизация 2ТЭ10В. Всего было выпущено 4956 секций этого локомотива. Отмечу, что на всех локомотивах устанавливались дизеля 10Д100, соответственно мощность их не менялась – 3000 л.с. в секции, не менялась и конструктивная скорость – 100 км/час.

Тепловоз 2ТЭ10М
Тепловоз 2ТЭ10М

Все данные машины эксплуатируются очень активно, практически на всех железных дорогах России. Они позволили существенно поднять вес грузовых поездов, увеличить их скорость, а соответственно увеличилась и пропускная способность железных дорог. Я работал и помощником, и машинистом на всех 2ТЭ10 и Л и В и М, но мнение мое о них только положительное, хотя и не обходилось без всевозможных трудностей, бывало тяжело, но эти локомотивы заслуживают уважение! Общее прозвище всех этих тепловозов в среде машинистов «бык» и это действительно так.  

В 1981 году из ворот завода вышел 2ТЭ10МК, на нем был установлен шестнадцатицилиндровый четырехтактный дизель Коломенского завода 5Д49, мощностью 3060 л.с. Эти локомотивы также хорошо работают на стальных магистралях страны. Существует еще одно обозначение тепловозов 2ТЭ10М-К, их часто путают, эта «К» добавляется к индексу после проведения капитального ремонта, через дефис, не путайте.

Кабина тепловоза 2ТЭ10У
Кабина тепловоза 2ТЭ10У

С 1990 года Ворошиловградский завод вместо наименования 2ТЭ10М выпускал переименованные тепловозы – 2ТЭ10У, с дизелем 5Д49. Для нужд Байкало-Амурской магистрали (БАМ) в 1983 году завод выпустил четырехсекционный вариант локомотива – 4ТЭ10С. Локомотив строился до 1987 года, всего было построено 25 локомотивов (100 секций). Он был приспособлен для работы в условиях суровых морозов БАМа. В 1990 году была выпущена небольшая серия 2ТЭ10С, всего 6 секций. Он эксплуатировался на нескольких дорогах (Московская, Забайкальская и др.).

Вот такая история длинною почти в 60 лет у этих замечательных машин серии 2ТЭ10! Эти локомотивы – гордость нашей страны!