Новогодние приключения локомотивных бригад

дед мороз и поезд

Ни для кого не секрет, что наши железные дороги, как и большинство железных дорог мира, работают круглосуточно, не зная ни выходных, ни праздников и как говорится, в любую погоду. Естественно в первую очередь это касается локомотивных бригад, что день, что ночь, все одинаково, работа есть работа. Ну и конечно праздники, в которые отдыхает и гуляет вся страна, превращаются в обычную поездку, если тебе ехать по графику. А самый главный и веселый праздник – Новый год, тут все также, как и в обычные ночи, хотя бывает жалко, но что поделаешь.

Гораздо серьезнее может проходить поездка в эту славную ночь Деда Мороза и радостных мистификаций. За время моей работы, мне выпало двенадцать раз водить поезда в новогоднюю ночь, пять ночей в грузовом движении и семь в пассажирском. Грузовым поездом едешь как обычно, только конечно многократно усиливаешь внимание при проезде станций, особенно больших, народ ведь гуляет! А вот с пассажирскими поездами в эту ночь бывают проблемы, пассажиры веселятся от всей души, частенько не обдумывая свои поступки, ведь так весело!

Особо яркие воспоминания оставили у меня три новогодние поездки в самую «волшебную» ночь. Вот за одну такую поездку со скорым поездом №1 «Россия» у нас на тяговом плече в 370 километров «очень веселые» пассажиры, видимо, на больших радостях, семь раз срывали стоп-кран! Согласно инструкции, каждый раз при срыве стоп-крана мне приходилось применять экстренное торможение. Сразу после остановки мы вызывали по радиосвязи начальника поезда, ведь надо выяснить причину такой экстренной остановки, но, бедная женщина, чуть не навзрыд докладывала, что весь поезд буквально «гремит» и вся поездная бригада никак не может выявить откровенных хулиганов. А ведь после остановки экстренным торможением в пассажирском поезде необходимо отпустить тормоза и полностью зарядить тормозную магистраль, на это уходит минуты три, не меньше, а вдруг образовались «ползуны», где-то «закусило» рычажную передачу льдом, ведь на улице зима и мороз за – 40 градусов! Очень хорошо, что проводники оказались очень исполнительными работниками и лед откалывали своевременно, ползунов при всех семи экстренных торможениях не образовалось. Вот и посчитайте, семь срывов стоп-крана, семь экстренных торможений и стоянок по три минуты каждая, набралось в целом 21 минута опоздания! Чтобы войти в график неслись по максимуму всю дорогу, не опоздали. Потом писали объяснения, нашли там кого или нет, мне неизвестно, но поездка получилась «веселой», прямо, как во Французской комедии – «Не упускай из виду», где народ в поезде веселился и срывал постоянно стоп-кран, а машинист и помощник на ретро-паровозе всю дорогу «радовались» таким сюрпризам. Это происходило еще до внедрения специального указания по действиям локомотивной бригады при срыве стоп-крана, а то бы каждый раз помощнику приходилось-бы спускаться с электровоза, а мне протягивать мимо него весь состав, со скоростью 10-15 км/час, а потом снова останавливаться и ждать его возвращения в кабину. 

Через пару лет в очередную новогоднюю ночь, «очень веселые» пассажиры взяли, да и затянули в одном из вагонов ручные тормоза, видимо для смеха. Поезд осматриваем в каждой кривой, вроде все нормально, потом я смотрю – в средней части поезда появилось сильное искрение в ходовой части одного из вагонов, впереди станция, которую надо проследовать на проход, но тут вызывает нас ДСП – КТСМ выявил нагрев в 9 вагоне, понятно, останавливаемся. Помощника оставил в кабине, пошел к вагону сам, вижу вся поездная бригада бегает вокруг вагона, и как обычно, ругает машиниста, то есть меня. Хорошо, говорю, смотрим, тормоза я отпустил, рычажка на отпуск тормозов не продвинулась, тормозные колодки зажаты, поездной механик уже хочет «распускать» рычажку и полез под вагон к треангелю с ключом, вижу, ну что-то не то, дай думаю, проверю «ручник», поднялся в тамбур, и … конечно, ручник затянут до упора! Сразу позвал начальника поезда, проводника и показал все это безобразие наглядно, чтобы не было вопросов. Ручник раскрутили, рычажка вернулась в исходное положение и колодки конечно отошли от бандажей. Прибежал на электровоз, хорошо, что простояли 18 минут, сокращенную пробу тормозов проводить не надо, в запасе еще две минуты. Сразу отправились, хорошо, что ползуны не образовались, ну и пришлось нагонять эти 18 минут, а нам еще и нервы успокаивать всю оставшуюся дорогу, ну а по приезду домой опять писать объяснения, хотя естественно, это чистый «косяк» поездной бригады.

Ну а в третью рабочую новогоднюю ночь, ведя скорый №7, случилась очень крутая история и опять в вагоне. После двухминутной остановки на одной из промежуточных станций, мы отправились без всяких задержек, начинаю поезд разгонять, как вдруг вижу в зеркале заднего вида – из одного вагона вылетает сигнальная ракета и… попадает прямо в деревянное здание хозяйственного склада, находящееся недалеко от путей! Да и попала эта ракета прямо в окно склада, пробив его, она уперлась там во что-то твердое и начала разгораться! Я останавливать поезд конечно не стал, сразу-же доложили по радиосвязи ДСП о возгорании и начальнику поезда, он был «приятно» удивлен, поднимай, говорю, сотрудников милиции в сопровождении поезда и пусть ищут этого стрелка, где-то в средних вагонах. Отправлялись мы с этой станции в 00.03, в самый «священный» момент, ну вот кто-то и устроил новогодний салют, явно не рассчитав траекторию! По прибытию в пункт оборота нас уже ждали сотрудники транспортной милиции (еще пока не полиции) и опять, куча объяснений. А склад сгорел полностью, стрелка нашли, позже он видимо очень пожалел о таком «новогоднем салюте»: получил срок условно и пожизненные материальные проблемы за уничтоженное имущество. 

Вот такие новогодние «сюрпризы» случаются довольно часто в нашей нелегкой и ответственно работе!