Можно ли постороннему человеку проехать в кабине локомотива?

Многих интересует вопрос – а можно-ли вот так запросто проехать в кабине локомотива и берут-ли локомотивные бригады попутчиков, чтобы не было скучно в дороге. Я сразу огорчу всех желающих – проезд на локомотиве посторонних лиц запрещен! Это прописано в главном документе наших железных дорог – Правилах технической эксплуатации железных дорог РФ (ПТЭ) и других инструкциях, касающихся должностных обязанностей локомотивных бригад и определяющих правила безопасности движения.

Машинист в каске
Машинист в каске

Это конечно правильно, локомотив не место для посторонних, это и огромное напряжение на электровозах (3000 и 25000 Вольт) и работающие дизеля с множеством вращающихся валов на тепловозах. Человек не имеющий понятия об этом не имеет права подниматься на работающий локомотив. Можно быть сильно, а то и смертельно травмированным электрическим током или потерять одну из конечностей, затянутую по незнанию в промежуточный вал, а за все будет отвечать машинист. А еще может быть все что угодно и крушение, и авария, в общем реально много опасностей для жизни и здоровья! Есть еще такое нехорошее дело – со встречного поезда может что-нибудь прилететь в кабину, разбив лобовое стекло. У меня на электровозе ВЛ80С со встречного пассажирского улетела тормозная колодка с острой гранью (стерлась) и только по счастливой случайности застряла в лобовом стекле, я уже не говорю о бутылках и щебенке, улетающей с хоппер-дозаторов! Однажды ночью толпа придурков на переезде у одной из станций ради прикола обкидывала поезда кусками щебня с полотна и у нас разбили боковое стекло с моей стороны, хорошо, что вовремя заметили и успели с помощником упасть на пол! Поэтому на локомотивы поднимаются только подготовленные, имеющие необходимые группы допуска по электробезопасности и технике безопасности, сдавшие все необходимые экзамены и зачеты люди – локомотивные бригады.

Локомотивная бригада за работой
Локомотивная бригада за работой

Перед получением маршрута дежурный по депо проверяет у машиниста и помощника наличие этих удостоверений, проверяется срок сдачи зачетов и если у члена локомотивной бригады не будет удостоверения или просрочен срок сдачи зачетов, то он не будет допущен в поездку! Все очень строго! Помимо локомотивной бригады проезд на локомотиве разрешен командно-инструкторскому составу локомотивных депо, они также имеют все соответствующие группы допуска, сдают зачеты и на работе обязательно имеют удостоверения по электробезопасности и охране труда. Также на локомотивах периодически имеют право проезда руководители дорог и отделений (в настоящее время – регионов), работники службы пути, контактной сети, СЦБ и связи, специалисты по искусственным сооружениям, эти поездки у них происходят по графику для контроля за состоянием пути, контактной сети, мостов и тоннелей. Но они все подготовлены, имеют удостоверения по технике безопасности и им выдается соответствующее разрешение – служебный билет, формы 3К, где также указано, что данное лицо имеет право проезда на локомотивах. Без него машинист вправе отказать в проезде на локомотиве.

Ну и конечно-же наши ревизоры имеют право проезда для контроля выполнения своих должностных обязанностей локомотивной бригадой и работками смежных служб. Но иногда случаются и незапланированные случаи на линии, тогда поездной диспетчер дает приказ по радиосвязи машинисту любого поезда об остановке и посадке на локомотив работников пути, контактной сети, СЦБ и других с целью оперативного выезда на линию для устранения возникших неисправностей. Также после устранения этих неисправностей, поездной диспетчер по радиосвязи дает приказ машинисту любого поезда на остановку на перегоне для того, чтобы забрать специалистов с перегона.  

Посторонние люди в кабине электровоза

Но бывают разные случаи и жизненные ситуации у людей. Брал я в кабину посторонних или нет – да конечно брал. Иногда человек действительно попадал в сложные ситуации и ему нужна была помощь, кроме нас никто помочь ему добраться в нужное место не мог, и мы помогали. Садишь рядом с собой и сразу объясняешь, чтобы никуда и не думал выходить из кабины, а тем более бродить по машинным отделениям электровоза или тепловоза. А сами с помощником думаем – только-бы нигде к нам ревизор не подсел, если машинист-инструктор, то он поймет, когда стал инструктором то особо на ребят не наезжал, я все прекрасно понимаю. А вот с ревизорами и другим высшим начальством потруднее будет.

Ну и конечно все, в том числе и я, брали с собой в поездки сыновей, потихоньку приучая их к своей работе, вдруг парню понравится, и он тоже захочет стать машинистом. Если журналистам хочется снять сюжет о работе локомотивной бригады, то для этого телекомпания производит запрос в ревизорский аппарат дороги, где получает соответствующее разрешение, после чего может подняться в кабину локомотива, а машинист будет заранее об этом предупрежден. Однажды ко мне на электровоз попросился пассажир поезда – американский машинист с переводчиком, пустил конечно, но снимать не давал, а в общем было очень интересно поговорить. Так что если уж очень хочется, то попробуйте, машинисты ведь тоже люди, а тем более если вы мечтаете о железной дороге.