Комиссионный осмотр локомотивов – когда локомотивная бригада работает уборщиками

Электровоз ЭП1 в ремонте
Электровоз ЭП1 в ремонте

Конечно, всем известно, что локомотивные бригады водят поезда, так оно и есть. Но иногда, с периодичностью два раза в год, машинисты и помощники привлекаются к другому ответственному мероприятию – участию в комиссионном осмотре локомотивов, которые приписаны к данному эксплуатационному локомотивному депо.

Комиссионные осмотры проводятся два раза в год, весной и осенью. Именно в эти времена года проводится текущий ремонт электровозов и тепловозов в объеме ТР1. На локомотивах производится полная ревизия всех узлов и агрегатов, ходовой (экипажной) части, замена смазки и прочее, в общем локомотив проходит подготовку к работе в летний или зимний периоды и осмотр комиссией, включающей всех специалистов ремонтных и эксплуатационных депо, под председательством, как правило, большого руководителя из дирекции тяги дороги, но не ниже начальника депо. 

Вот в таком мероприятии и участвуют локомотивные бригады, только в роли обтирщиков локомотивов, в общем очищают от грязи все узлы экипажной части, обтирая их керосином (в основном мы брали солярку, лучше получалось и красивее), тяговые электродвигатели, редуктора, нижние боковины кузова(«юбки») и полностью моем обе кабины локомотива. Обычно на комиссионный осмотр вызывается две бригады, в графике на месяц уже стоит явка и все знают заранее, когда придется поработать в другой должности. Но локомотивы, приписанные к родному депо, это как дом родной, мы все на них работаем, поэтому все ребята это понимают, но бурчат конечно.

Тяговые электродвигатели от электровоза ЭП1
Тяговые электродвигатели от электровоза ЭП1

Обычно на комиссионный ставится два электровоза или один двухсекционный тепловоз. К нашему депо приписаны односекционные пассажирские электровозы (ЭП1, ЭП1П) и односекционные пассажирские и двухсекционные грузовые тепловозы (ТЭП70БС, 2М62). Раньше мы чистили ВЛ60П/К, тепловозы были только 2М62. Вот на две бригады два электровоза или один двухсекционный тепловоз. Но иногда бывает и хуже, не повезло в общем, может быть и третий электровоз, но что делать … вздохнули и пошли. Все приходят в рабочей слесарной робе (есть у каждого), получаем ведра, стиральный порошок, керосин, лопаточки для очистки экипажной части, кучу ветоши, и вперед!

Станок для обточки колесных пар электровозов
Станок для обточки колесных пар электровозов

Особенно тяжко работать по очистке тяговых электродвигателей, редукторов снизу, работаешь в смотровой канаве, чистишь все скребками, грязь сыпется на голову, но надо все сделать капитально, комиссия будет проверять в конце дня. Затем очищаем и моем керосином экипажную часть сбоку, «юбку» электровоза моем уже с применением стирального порошка. По завершению работ внизу, переходим в кабины и драим там все до блеска со стиральным порошком, и так на двух машинах. На все это мероприятие уходит 6 – 7 часов, как раз до конца рабочего дня и начала осмотра. Оплата производится по маршруту, получаемому утром у дежурного по депо. 

Тепловоз 2М62 в депо
Тепловоз 2М62 в депо

Так как помимо электровозов мы работали и на тепловозах, то частенько попадали и на обтирку тепловозов. Тут все конечно похуже, и масло, и грязь, и топливо, но две секции двумя бригадами успевали привести в порядок за это время. На тепловозах, как и на электровозах мы не касались кузовов, дизельных и машинных отделений, крышевого оборудования, здесь работали штатные обтирщики. Потом локомотивы осматривались комиссией, нам могли задать вопросы по инструкциям, устройству локомотива, проверка знаний в общем. После такого «обтирочного» дня мы шли в душ, отмывались там хорошенько, и по домам. А дальше, как обычно, после отдыха, на свою обычную работу – в поездку, согласно графика.

Такие осмотры проходили и проходят абсолютно во всех локомотивных депо, всех железных дорог нашей страны. К ним привлекаются все локомотивные бригады, независимо от возраста и стажи работы. В процессе работы мы замечали неисправности и сами вносили их в журналы ремонта локомотивов для дальнейшего устранения, чем очень помогали нашим машинистам –инструкторам и заместителю по эксплуатации. Впоследствии, когда я стал машинистом – инструктором, затем заместителем начальника депо по эксплуатации, то обязательно участвовал в комиссионных осмотрах, но уже в составе комиссии и был всегда благодарен ребятам за проявленную, так сказать, бдительность. Вот такие, несвойственные локомотивным бригадам работы, периодически приходится им выполнять!