Как происходит приёмка и сдача локомотива локомотивной бригадой
В работе локомотивных бригад есть время непосредственной работы (ведения поезда), но и подготовительно-заключительное, еще называемое «накладное». Это время включает в себя приемку и сдачу локомотива, ходьбу до станции или до линейки готовности в депо, в общем все остальное время от явки до сдачи маршрута, помимо времени непосредственного ведения поезда или проведения маневровой работы. В данной статье я расскажу, что-же такое приемка и сдача локомотива, как это происходит. Приемка, как и сдача локомотива может осуществляться непосредственно в депо и на путях станций, так называемая сдача «на проход».
Итак, локомотивное депо, после получения маршрута у дежурного по депо локомотивная бригада следует на так называемую, линейку готовности, где стоят уже готовые к поездке электровозы или тепловозы. По пути следования бригада может заходить в кладовую для получения ящика с инструментами, а если локомотив проходил текущий ремонт (ТР) то в кладовой получают весь инвентарь с локомотива – ящик с инструментами, огнетушители, тормозные башмаки, для этого время явки ставится другое, чтобы локомотивная бригада успела получить инвентарь, загрузить его на локомотив и провести приемку.
Помощник проверяет по описи наличие инструмента, резиновых ковриков, диэлектрических перчаток, петард и даже совка со щеткой для уборки кабин. Тщательно проверяется наличие огнетушителей, наличие на них бирок с указанием сроков проверок и пломб, также наличие емкостей с песком, все по описи. Ну а машинист берет небольшой молоток на длинной рукоятке (вес молотка должен быть грамм 200) и осматривает экипажную часть, остукивая ее детали молотком, осматриваются автосцепки, тормозные рукава, концевые краны, проверяется подача песка под колесные пары. Затем проверяется работа машин и аппаратов – опускаются и поднимаются токоприемники, срабатывание аппаратов защиты ГВ или БВ, срабатывание всех реле и контакторов – секвенция, в общем полностью работа электровоза из обоих кабин. Далее проверяется тормозное оборудование: краны машиниста усл. № 395 и кран вспомогательного тормоза «свой» усл. № 254, в обоих кабинах, а также их взаимодействие. Еще просматривается бортовой журнал технического состояния локомотива, формы ТУ-152, где предыдущим машинистом записаны при сдаче все замечания по работе локомотива, которые должны быть устранены ремонтным персоналом, а также все отметки о прохождении ТО2 (технического обслуживания) ил ТР в депо, с подписью мастера и штампами.
После установки кассеты регистрации в КЛУБ-У или скоростемерной ленты в механический («деревянный») скоростемер, помощник по указанию машиниста производит трехкратную продувку тормозной магистрали с обоих кабин. Мы еще успевали летом вымыть лобовые стекла рабочей кабины. После приемки локомотив выезжает на контрольный пост (КП), откуда машинист по радиосвязи докладывает дежурному по станции о готовности выезда под поезд, номер поезда, локомотива и свою фамилию. Время прохода (КП) также указывается в маршруте машиниста и должной быть четко соблюдено.
При приемке тепловоза еще проверяется наличие топлива, по топливомерным стеклам на топливных баках, по измерительным рейкам в дизельном отделении или по топливомеру, наличие масла в картере дизеля, при наличии моторно-осевых подшипников (МОП) дату последней их заправки, указанной на заднем листе обложки журнала ТУ-152. При приемке на станции «под поездом», на проход, проверяется наличие инструмента, инвентаря, машинист также с молотком осматривает экипажную часть, затем вставляет кассету или скоростемерную ленту, проверяется подъем и опускание токоприемников, срабатывание аппаратов защиты и сборка схемы тяги, сдающий машинист производит запись в журнале ТУ-152 о выполнении ТО1, какой цикл выполнялся (на электровозах при сдаче выполняется один из шести циклов), записывается показание счетчиков электроэнергии (тяга, отопление, рекуперация), замечания, выявленные в работе локомотива.
Помощник убирается в обоих кабинах, в грузовом движении еще и производит обтирку боковин кузова («юбка») и экипажной части электровоза. После всех проверок, принимающий машинист расписывается в маршруте машиниста и на скоростемерной ленте или на бланке о принятии справки о тормозах ф. ВУ-45. В грузовом движении сдающая бригада по требованию принимающей бригады обязана устранить замечания, выявленные при приемке, в основном это замечания по экипажной части или где-то под компрессорами не вытерто масло. Если неисправность серьезная, то локомотив может быть отцеплен. Также в пути следования машинист может предупредить поездного диспетчера по радиосвязи, что локомотив по прибытию в пункт смены бригад требует отцепки, по причине такой-то неисправности.
В пассажирских поездах времени на стоянку не так много, поэтому ни ходовую, ни «юбку» электровоза никто не вытирает. На тепловозах проверяется еще и наличие топлива. Локомотив может принимать и бригада прогрева, но все происходит практически также, только если принимающая бригада обнаружит неисправность, то устранять ее будут уже прогревальщики.
Вот так и происходит приемка и сдача локомотивов на проход. При заходе в депо, все происходит практически также, локомотив убирается, обтирается вся экипажная часть и «юбка», выполняется один из шести циклов ТО1, записываются все замечания в журнал ТУ-152, показание электросчетчиков или наличие дизельного топлива на тепловозах. Машинист спокойно может расшифровывать скоростемерную ленту (если скоростемер механический), заполнить маршрут, написать объяснение, если требуется. Помощник относит в кладовую ящик с инструментами. На тепловозах, помимо выполнения ТО1, если еще позволяет время, сдающая бригада производит экипировку тепловоза топливом, маслом, водой, песком и, если потребуется, заправку МОП, ну и конечно обтирку экипажной части и дизель-генераторной установки, уборку в кабинах. Если время у локомотивной бригады закончилось, то экипировку тепловоза производит бригада прогрева, что приводит их в большое неудовольствие, но что поделаешь, работа такая.
Можно описать еще много нюансов по этой теме, но это уже излишне. В целом так все и происходит. Оговорюсь, в каждом депо или на станциях это может происходить немного по-другому, в зависимости от местных условий.