Как машинист понимает что вагоны сошли с рельс, и что ему делать?

Сход грузового вагона
Сход грузового вагона

В поезде произошел сход вагона с рельсов, как это увидит машинист и какие будут его действия?

Такие нехорошие происшествия, как сход вагонов, происходят частенько, особенно в грузовых поездах.  Причин сходов касаться не буду. А что в таких случаях делает локомотивная бригада и как вообще, выявляется сход вагонов?

Абсолютно все локомотивы оборудованы сигнализатором разрыва тормозной магистрали, он включает в себя датчик разрыва (№418), в случае срабатывания которого, на пульте машиниста загорается сигнальная лампочка (ТМ – тормозная магистраль) и разбирается схема тяги локомотива. Но утечку воздуха из тормозной магистрали можно увидеть и по манометрам тормозной магистрали на пульте. В поезде сразу сработают тормоза, и он начинает тормозить. В пассажирском поезде в этом случае машинист обязан немедленно применить экстренное торможение и после остановки поезд осматривается и в зависимости от произошедшего определяются дальнейшие действия локомотивной и поездной бригады.

В грузовых поездах все происходит немного по-другому. Кроме локомотивной бригады в поезде нет никого, поэтому все последствия схода напрямую зависят от действий машиниста и помощника. Грузовые поезда в настоящее время практически все длинные и имеют большой вес. Машинист и помощник в пути следования обязаны в кривых осматривать состояние поезда, либо по зеркалам заднего вида или открыв боковое окно. С груженым поездом при сходе вагона вопрос будет сразу ясен – сработает сигнализатор, пойдет усиленное падение давления в тормозной магистрали, локомотивная бригада сразу почувствует сход по реакции в поезде, вагоны ведь тяжелые, тогда конечно в груженом поезде – экстренное торможение, а там как получится. Но подчеркну, в грузовых поездах в силу их специфики (длинна, вес, разные вагоны и т.д.) тормоза могут срабатывать. В Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава предусмотрены действия машиниста в этом случае, кран машиниста ставится в 3-е положение и машинист по манометру смотрит падает дальше давление или нет. Если нет, делается ступень служебного торможения и отпуск тормозов – поезд следует дальше, если падение давления продолжается, то останавливаемся и ищем причину.

Но в данном вопросе существует большая разница в груженых и порожних составах. Вот порожняки и приносят, как правило, «сюрпризы» со сходом вагонов. Порожние поезда сейчас длинные, вес их невелик, локомотив легко тянет порожняк, в случае схода одного вагона локомотивная бригада даже это не почувствует, особенно если локомотив следует в режиме тяги. А вагоны выскакивают из колеи и бегут в составе поезда, одно колесо посредине рубит шпалы, в том числе и бетонные, а другое снаружи катится по призме. Причем не обрываются ни автосцепки, ни тормозная магистраль, вагон-то легкий. Иногда вагоны «запрыгивают» обратно в колею, такое случается. Днем сход можно увидеть при осмотре состава в кривой – много пыли летит из-под вагона, а вот ночью сложнее, но можно определить по сильному искрению из-под сошедшего вагона, может быть слышен скрежет, если вагон недалеко. Могут и сработать тормоза. В порожних составах при сходе вагона для остановки применяется ступень служебного торможения, чтобы не вызвать излишних реакций в поезде, как при экстренном торможении, но, если уже все пошло кувырком – тогда конечно экстренное.

УКСПС
УКСПС

Но если такой поезд приблизится к станции, то сход обнаружит УКСПС – система контроля схода подвижного состава и сразу подаст сигнал на пульт дежурного по станции, также по радиостанции сигнал поступит машинисту локомотива и перекроется на красный сигнал входного светофора станции. Вот и стоят на страже безопасности движения поездов и разные датчики, системы, но главная роль отводится человеку, его бдительности и вниманию. Поэтому локомотивная бригада осматривает поезда в кривых, дежурные по станциям и вагонники внимательно смотрят за состоянием поезда при проследовании станций, а ночью еще и с прожекторами!