Пожар на электровозе и что должен делать машинист?

Пожар на электровозе
Пожар на электровозе

Со стороны может кажется, что электровоз это такая машина, в которой раз нет никакого топлива, то и чему собственно гореть, и самое главное от чего. Но это далеко не так, пожары на электровозах случаются и порой очень сильные, в результате которых электровоз полностью уничтожается. Машинист при возникновении возгорания должен очень быстро принять правильные решения, от этого зависит безопасность людей и сохранность техники, но при этом все действия локомотивной бригады должны соответствовать специальной инструкции. Так вот что же конкретно это за действия, я расскажу далее.

Самое первое, что должен сделать машинист при обнаружении пожара на электровозе: разобрать тягу, опустить токоприёмники и принять меры к остановке поезда. В этот же момент необходимо поставить в известность ДСП и ДНЦ (диспетчеров) по радиосвязи. Когда состав остановлен не стоит забывать, что раз токоприёмник опущен, значит вспомогательные машины работать не будут, то есть без рабочего компрессора давление в тормозной магистрали постепенно выйдет и он останется без тормозов, по этому нужно отправить помощника с тормозными башмаками закреплять вагоны, или связаться с начальником поезда, если речь идет о пассажирском, и дать ему указание на применение ручных тормозов в вагонах. А сам машинист идет отключать аккумуляторные батареи, чтобы полностью обесточить электровоз.

Только после выполнения всех перечисленных действий, помощник и машинист идут вдвоем и с помощью всех доступных средств тушат пожар на электровозе. А из доступных средств, хочу заметить, на локомотиве есть песок и огнетушители – всё. Только зачастую бывает так, что потушить этими средствами пожар уже нельзя.

Тогда нужно выполнять следующие действия. Если электровоз состоит из нескольких секций – это всегда так если поезд грузовой, то необходимо зайти в нетронутую огнем секцию, поднять на ней токоприемник, собрать тягу, отцепить локомотив от вагонов и далее отъехать как минимум на 50 метров от состава, но необходимо обращать внимание, чтобы рядом с электровозом не оказались деревянные конструкции или объекты ЖД инфраструктуры. Одновременно по радиосвязи докладывается обстановка и вызывается пожарный поезд. После этих действий необходимо полностью обесточить секцию и покинуть электровоз. Теперь можно спокойно достать телефон и начать снимать захватывающие ролики (шутка конечно). Дальше все зависит от того, насколько быстро пожарный поезд доберется до места пожара.

А что может в электровозе гореть?

Например масло в трансформаторе или сглаживающем реакторе, как в случае с электровозом ВЛ85 на фото. А что такое горящее масло – это ужас, тушить его огнетушителями практически бесполезно, а водой и подавно. Пока все не выгорит, пожар будет продолжаться.

Сейчас на электровозах стали применять автоматические хладоновые системы пожаротушения. Принцип в том, что в машинном отделении происходит распыление тяжелого газа, который полностью вытесняет кислород и любой пожар естественно прекращается. При наличии такой системы пожаротушения локомотивной бригаде необходимо закрыть дверь между машинным отделением и кабиной, открыть окна и по специальным веревочным лестницам покинуть локомотив, сообщим естественно ДСП.