Что такое комплектация скреплений?
Железнодорожные пути — это результат сборки скреплений, шпал и рельс в единую конструкцию. Обыкновенному человеку не понять, какие комплектующие используют, чтобы поезд смог нормально набирать скорость и без препятствий перевозить пассажиров и грузы в нужный населенный пункт.
В учебных книгах рассказана теория и краткая информация, как происходит монтаж звена, но в настоящем рабочем процессе, требуется потратить достаточно времени и сил, чтобы достичь результата, прежде чем погрузить звено на укладку.
Не будем углубляться в процесс сборки, а затронем только подготовительную часть, ведь когда нет скреплений, то даже наличие шпал роли не играет.
Кто отвечает за комплектацию скреплений?
В качестве примера, будем рассматривать базу ПМС. На ее территории размещены два цеха: сборки и реставрации.
Комплектацией занимаются монтеры пути — в основном девушки или люди, которым, по состоянию здоровья противопоказаны большие физические нагрузки. Чтобы перейти с «обычного» путейца в комплектовщики, необходимо решение медицинской комиссии либо по собственному желанию и наличие вакантных мест в организации.
Новые сотрудники, без опыта и знаний, как устроена железнодорожная путь, находящиеся первые дни в статусе ученика монтера пути, помогают со сборкой скреплений. Таким методом мастер или бригадир страхует себя от проблем, а новичка, в его первые рабочие дни, от возможного травматизма на производстве.
Как происходит комплектация КБ?
Скрепления привозят в глухо забитых деревянных ящиках (болты, гайки, гровера, скобы, клеммные шапочки), а вот изовтулки в мешках либо также в ящиках в полувагонах, на бортовых платформах или в грузовых автомобилях.
Чтобы собрать закладной болт, потребуется:
- Взять болт.
- Установить сначала изовтулку.
- Скобу.
- Гровер (пружинная гайка).
- Закрутить болт гайкой.
За смену, один комплектовщик обязан собрать 1000 таких болтов — норма, от которой зависит заработная плата. Если нет нужды в сотруднике, тогда мастер отправляет человека домой, так как он уже заработал на собственный отдельный наряд.
На первый взгляд, сборка скреплений — это легко, но важно учитывать условия и место работы монтера-комлектовщика.
Зачастую, на базе ПМС выделены специальные здания со встроенной в потолке металлической лейкой. При помощи грузоподьемного крана, через нее, внутрь помещения поочередно высыпают болты, гайки, гровера, скобы и даже изостыки.
В этот момент нельзя находиться в помещении, так как можно получить травму, а сильный гул металла слегка оглушит. Внутри помещения установлены электрические камины или бытовые печи, которые отапливаются дровами, чтобы люди работали в тепле в зимний период.
Некоторые ПМС имеют другую систему комплектации при помощи транспортировочной ленты. Поддается болт, а люди вдоль ленты поочередно устанавливают недостающие детали. Например, кто-то изостык, другой скобы и т.д. Собранный закладной болт кидают в ящик, что увозится к основному месту сборки грузоподъемным краном. Но комплектовщики иногда попадают в «спартанские» условия — сборка скреплений на открытом воздухе в дождь или в снег.
В период производственной необходимости, комплектовщик помогает раскладывать скрепления на шпалы или брусья стрелочного перевода. Когда нет работы, участвует в уборке территории, занимается прополкой сорняков, покраской / побелкой бытовых помещений.
Зарплата комплектовщика на ЖД
Согласно тарифным расценкам, оплата труда у таких монтеров пути такая же, как у путейцев III-го разряда. Мастер закрывает наряд отдельно или вместе со всей бригадой. Для отдельного наряда, необходимо, чтобы постоянно была сборка пути, но в современных реалиях, такая загруженность на железной дороге отсутствует. Поэтому, на некоторых базах ПМС комплектовщики получают зарплату от общего наряда, но и работы выполняют больше.