Жизнь под стук колес: особенности работы проводников поезда
Ответственная профессия проводника не самая простая и беззаботная на рынке труда. У многих непосвященных она ассоциируется с дорожной романтикой, путешествиями и общением с разными людьми — умиротворенная работа и живописные пейзажи за окном. В реальности у проводников тяжелые условия труда, сложный график, строгое соблюдение выполнения плана продаж, бессонные ночи и административное взыскание в виде штрафов за любые отклонения от правил.
Какие существуют закулисные тайны поездов дальнего следования, что происходит в поездах, когда пассажиры мирно спят, убаюканные стуком колес?
Как живут самые главные люди в вагонах
Поездами в нашей стране ежегодно пользуется более 1 миллиона человек. Поезд — это специфический колорит, кружка чая в подстаканнике, душевные беседы, споры о политике и спартанские условия жизни для пассажиров в стиле пионерского лагеря.
Сколько зарабатывает проводник? Как проводники моются? В каком вагоне лучше не ехать? Почему проводники навязывают чай? Полезные и интересные открытия о которых пассажиры хотели спросить у проводников, но стеснялись:
- Личная гигиена, душ. Как проводники моются? Некоторые рейсы занимают 5-7 дней, для принятия душа сотрудники железной дороги используют незамысловатые приспособления: двухлитровая пластиковая бутылка с теплой водой зимой и сортир. Проводник закрывается в туалете и моется допотопными методами. Летом за зеркалом в туалете есть шланг-душ. Если кто-то из пассажиров хочет помыться, ему предлагаются аналогичные действия. В современных вагонах есть душевая кабинка, которой могут пользоваться все желающие за умеренную плату.
- Чистота санузла. Как часто «драят туалеты»? Отдельную комнату для личной гигиены особо не моют: проводники набирают в ведро кипяток, разбавляют с белизной и заливают раствором стены, туалет, унитаз, пол. Вода стекает, а когда все высохнет, можно пользоваться чистым санузлом.
- Меры безопасности. Пока народ разминается на перроне, проводник обязан проверить буксы на ощупь. Если запчасть горячая, следует немедленно сообщить начальнику поезда, дальше проблемой будут заниматься вагонники.
- Материальная ответственность. При заключении трудового договора проводники обязуются платить штрафы за некачественное выполнение работы. В начале следования каждому работнику дается набор чайной продукции под расписку, если в конце он сдает деньги и товар и что-то не совпадает, проводник обязан заплатить штраф. Если пассажир не купил комплект белья, он может пользоваться матрасом и подушкой, но, если он спит без «казенной» постели, проводник будет оштрафован.
- Карьерный рост. У проводников есть специальные разряды. Пятый, самый высокий — это профессионалы, обслуживающие международные рейсы, 2-й класс — пригородные поезда. Для повышения разряда можно пройти дополнительные курсы и стажировку в компании, которая занимается международными перевозками.
- Продажа чая и сладостей. Чай и дешевые конфеты с печеньем — это не только дополнительный заработок. Существует план продаж, который обязан выполнять проводник. В современных реалиях помимо чая проводники реализуют благотворительные лотереи РЖД, сим-карты, сувениры, часы и прочее. Если не выполнил план продаж — штраф.
В профессии проводника нет гендерного разделения труда, среди персонала примерно поровну мужчин и женщин. Проводники не берут заранее выходные, и они отдыхают ровно столько, сколько находятся в пути. Летом в отпуск уйти не получится, так как наблюдается постоянный дефицит персонал, отпускают отдохнуть чаще в холодное время года.
Лайфхаки от проводников
Как и в любой профессии в работе проводника есть свои хитрости, особенности и тайные знания. Что может пригодиться пассажирам:
- 2 и 5 купе имеют аварийный выходы, окна там никогда не открываются, учитывайте это, если летом собираетесь путешествовать на большие расстояния;
- летом можно сэкономить до 50% – путешествуя далеко, покупайте билет на верхнюю полку;
- если курильщика поймали с сигаретой в запрещенном месте, на него заводится информационный лист: первый раз — штраф, второй — больше билет не продадут на поезд;
- загоревшийся вагон на скорости может сгореть за несколько минут: соблюдайте правила противопожарной безопасности.
Если вам понравилось обслуживание в поезде, не поленитесь и позвоните на горячую линию и поблагодарите персонал — шансы на премию у обслуживающего персонала значительно возрастут.