Железнодорожные знаки для машиниста поезда

Железнодорожные знаки
Железнодорожные знаки

Когда вы едете в поезде то конечно с великим вниманием и интересом смотрите в окна, оно и понятно, пейзажи за окном, незнакомые города, станции, поселки и деревеньки, вся страна перед глазами в действительности, а не по телевизору.  Летом еще лучше, можно открыть верхние форточки, а в вагонах старой немецкой постройки (Амендорф) можно окна открыть наполовину и дышать свежим воздухом, в общем очень здорово! А давайте посмотрим из окна на обочину железнодорожного пути с правой стороны и обратим внимание на установленные там знаки, как после их проследования изменяется движение поезда и какую информацию они несут? Несут информацию очень важную и прежде всего для локомотивной бригады. Не будем углубляться в премудрости железнодорожных инструкций и всего прочего, а рассмотрим указатели наиболее значимые и заметные – они называются сигнальными. 

Мы долгое время стояли на станции, менялся локомотив или локомотивная бригада, пока мы прогуливались по перрону, прицепили еще один вагон или наоборот отцепили, а может мы просто стояли больше 20 минут, не так и важно, в общем состав отправился дальше в путь.

Железнодорожные знаки

Смотрим в окно и видим такой квадратный знак с красной каймой «НТ» закрепленный на опоре контактной сети или отдельно стоящий на шесте, он «говорит» машинисту – «Начало торможения», в общем тот обязан проверить тормоза на эффективность уже в пути следования, но участки где эта проверка происходит строго регламентированы, поэтому он должен разогнать поезд (обычно до 60 км/час) и произвести одну ступень краном машиниста, а вот здесь мы увидим второй указатель, точно такой-же, но с черной каймой и буквами «КТ» – «Конец торможения», в общем скорость с начала до его окончания должна упасть на 10 км/час, а знак и показывает, что тормоза надо отпускать, если скорость упала на нужную величину на участке между ними, то все нормально и поезд следует дальше. Если скорость на данном участке не снизилась, то что-то не так, и локомотивная бригада обязана действовать по- другому, но этого касаться мы не будем.

Железнодорожные знаки

Едем дальше и видим квадратный желтый щит, поезд начинает тормозить, так вот это знак – «Желтый щит», устанавливается он на некотором расстоянии от следующего указателя, такого круглого диска с черной каймой и черной горизонтальной полосой посредине – «Начало опасного места». На каждом перегоне установлена определенная максимальная скорость, но путейцы обнаружили неисправность пути и этот участок перегона необходимо проследовать с уменьшенной скоростью, для обеспечения безопасности движения. Локомотивная бригада получает соответствующие бланки предупреждений, где указаны эти участки и скорости по ним, ну а непосредственно на путях устанавливаются желтые щиты, предупреждающие машиниста, что впереди будет опасное место и что уже пора тормозить, чтобы проследовать опасное место с уменьшенной скоростью, ну а само начало этого опасного места и покажет круглый знак с горизонтальной черной полосой посредине. Но вот опасное место закончилось, и мы видим следующий – «Конец опасного места», точно такой-же круглый, окаймленный черной каймой по кругу, но с черной полосой, расположенной в середине уже вертикально, а на определенном расстоянии проследовав опасное место мы увидим «Зеленый щит», все можно следовать с установленной скоростью. Этот самый зеленый щит указывает, что весь состав вышел с опасного места, ведь поезда имеют определенную длину, и машинист не видит прохождение опасного места последним вагоном, поэтому и устанавливается этот знак. В пассажирском ему можно и не дожидаться проследования зеленого щита, ведь пассажирский значительно короче грузового, а вот его придется тянуть до самого зеленого щита. 

Железнодорожные знаки

Если предупреждения носят постоянный характер, то вместо желтого и зеленого щитов будут установлены диски с теми-же цветами. Так вот. Часто можно увидеть, так называемый, предупредительный сигнал – буква «С» и зеленая полоса ниже, он означает что надо подать свисток, звуковой сигнал в общем и устанавливается он перед тоннелями, мостами, переездами и т.п. Хотя он и трактуется как «свисток», но звуковой сигнал можно подавать и сигналом большой громкости – тифоном.

Железнодорожные знаки

Есть квадратные «Газ» и «Нефть» с восклицательными знаками в левой части,  значение их понятно – пересечение железной дороги с газо-нефтепроводами. На участках электрифицированных на переменном токе устанавливаются: «Отключить ток», «Включить ток на электровозе», «Включить ток на электропоезде», они устанавливаются перед нейтральными вставками (токоразделами), которые электровоз должен проследовать в обесточенном состоянии. На линиях, электрифицированных на постоянке на токоразделах устанавливаются: «Внимание – токораздел», «Опустить токоприемник» и «Поднять токоприемник».

Приготовиться к опусканию токоприемника - Опустить токоприемник - Поднять токоприемник
Приготовиться к опусканию токоприемника – Опустить токоприемник – Поднять токоприемник

Еще на всех электрифицированных участках при изломе контактной сети устанавливаются общие временные знаки – «Приготовиться к опусканию токоприемника», «Опустить токоприемник» и «Поднять токоприемник». Но все эти мудреные «электрифицированные» указатели я описывать не буду. Много есть сигнальных и предупредительных, постоянных и временных указателей, но я написал о самых основных, так что когда будете путешествовать в поезде, может и вспомните мои труды и какой-нибудь увиденный вами круг или квадрат уже не будет непонятным, и вы сможете даже блеснуть своими железнодорожными знаниями перед попутчиками!