Зачем на железной дороге щебень?

новые рельсы на щебне

Вопрос этот напрямую относится к развитию скоростей на железнодорожном транспорте. Пути – а это и рельсы и шпалы и насыпь, прогресс значительно модернизировал. И этот щебень, в том числе, результат этой модернизации.

Для того, чтобы объяснить, в чем же собственно прогресс, коротко расскажу как было раньше. 
Шпалы были деревянные, а устанавливались они на заранее подготовленную мелкую каменистую или земляную фракцию. Та в свою очередь была уложена на основание нижнего пути – подготовленную поверхность земли. Рельсы на таких шпалах были со стыками, то есть один рельс длиной 20 метров присоединялся к другом рельсу, и так далее.

Стык между рельсами
Стык между рельсами

Результат такого присоединения все, кто находился рядом с железной дорогой, или ехал в вагоне поезда, могли слышать – ТУК—ТУК-ТУКТУК-…
Это стук колёс, которые проваливались в этот стык. Поезд, а особенно локомотив, весит очень даже прилично, электровоз переменного тока – 148 тонн, как вам? – это почти 25 тонн на ось, или 12,5 тонн на колесо. Конечно такие массы создавали ощутимые вибрации, которые со временем приводили к деформации пути и перемещению рельсов и шпал. Большие скорости были попросту недоступны на таком пути, ведь на скорости количество ударов колёс в единицу времени значительно увеличивается, и насыпь не справится с такими нагрузками.

Теперь мы плавно подошли к щебню. С увеличением скоростей путь видоизменился – теперь шпалы стали бетонные, а рельсы сплошные, длиной по 200 метров между стыками. Такая длина создается за счет сварки и шлифовки 20-ти метровых рельсов между собой.

Для фиксации этого полотна из рельсов и шпал и необходим тот самый щебень. Он с этой задачей справляется на ура. А ещё, в отличие от старинных технологий укладки пути, на щебне ничего не будет расти. Дождевая вода через него прекрасно стекает в специальные канавки, расположенные по бокам насыпи.