Зачем на вагоне метро расположены разноцветные сигнальные лампы?
Россия по праву считается мировым лидером метростроения. Планируются новые маршруты, проводятся новые ветки в самые удаленные уголки столицы. Но Московский метрополитен не только наращивает протяженность линий, но и регулярно обновляет подземную инфраструктуру. К 2023 году количество модернизированных, современных вагонов будет превышать 80 процентов от общего количества. Московский парк вагонов самый молодой, если сравнивать с европейскими и американскими метрополитенами. Обновленные составы имеют ширину дверей в 160 см, что на 20 см больше, чем было в старых вариантах. Новшество ускорит поток пассажиров в час пик: люди смогут быстрее выходить или заходить, интервалы движения сократятся.
Сегодня пассажиры, которые ежедневно пользуются услугами подземки, замечают изменения не только во внешнем виде последних моделей, но и отмечают, что появились непонятные сигнальные лампы, расположенные на каждом вагоне рядом с дверьми. С какой целью составы оснащены бортовой сигнализацией? О чем сообщают машинисту лампы на бортах?
Белый, желтый, зеленый свет — значение сигнализирующих ламп
Старые вагоны типа ЕМ не предусматривали наличие специальных лампочек с левой и правой стороны. На последних моделях на внешней части, в центре с обеих сторон размещена световая сигнализация. Синхронизированная информация дублируется на экране в кабине машиниста. В каких случаях загораются сигнальные огни и что обозначает каждый цвет:
- Желтая (оранжевая) бортовая лампа. Сигнал включается, если срабатывает режим пневмо- или стояночного тормоза. Если в каком-то из составов срабатывает пневмотормоз, железнодорожник моментально видит загоревшуюся желтую лампу на панели управления.
- Белая сигнальная лампочка. Белый свет оповещает машиниста о неисправности сигнализации вагонных дверей. Сигнал срабатывает, если открыта одна из створок или все двери. Он будет гореть, если есть неисправность в одном из вагонов либо во всем составе. Белая лампа сообщает, в каком вагоне после посадки или высадки люди держат дверной проем. Сигнализация помогает мгновенно определить в каком месте произошел механический сбой и двери открыты. Если восстановить поломку на месте невозможно, машинист по инструкции обязан высадить пассажиров из всего поезда и отправит состав на ремонт заклинившей створки или на технический осмотр. Каждый сознательный пассажир должен со своей стороны мониторить состояние белой лампы: индикатор горит — двери открыты, не горит — закрыты.
- Зеленый сигнал. Лампа зеленого цвета загорается, если срабатывают механизмы защиты силовой цепи — реле перегрузки (РП). Неполадки в электрической системе машинист может устранить нажатием специальной кнопки «Возврат РП». Восстановить работоспособность вагона метро из кабины возможно один раз, но только после того, как специалист «прослушает» состав на предмет вероятных сбоев в движении. Если неисправность убрать не получилось, то сигнальный зеленый свет дает возможность найти вагон, в котором нарушена схема управления.
Разноцветные сигналы каждого вагона видны в зеркале: для удобства и контроля лампочки находятся на одном уровне по всей длине поезда, а глаза машиниста — немного ниже этой линии.
Метро — зона повышенной опасности, чтобы метрополитен оставался безопасным и надежным местом, соблюдайте правила эксплуатации, следите за сигнальными огнями и руководствуйтесь здравым смыслом.