Возгорания на локомотивах и вагоне – личный опыт

В предыдущих статьях я написал о браках в работе локомотивных бригад, а также о пожарах на локомотивах и о противопожарных устройствах и установках, которые на локомотивах установлены. Все вопросы я стараюсь описать понятным и популярным языком, отхожу от профессиональных «сухих» терминов. Это широкому кругу читателей совсем не нужно. В продолжение предыдущей темы пожарной безопасности хочется поделиться и своим опытом в этом серьезном вопросе. В моей работе бывало всякое, но Господь миловал от больших пожаров, которые являются самыми страшными кошмарами для машинистов и помощников. Локомотив не велосипед и стоит очень огромных денег, поэтому, если это произошло по халатности локомотивной бригады, то конечно, мало не покажется, как в профессиональном, так и в финансовом смысле для виновников, а если пожар успел перекинулся на вагоны, это конечно большая проблема.  

Пожар на электровозе
Пожар на электровозе

Как-то вели мы пассажирский поезд на электровозе ВЛ60п/к, перегоны у нас большие, некоторые имеют протяженность более 40 километров, вот на таком перегоне у нас и произошло возгорание. Дело было летом, в середине дня, ехали мы из дома в пункт оборота. Электровоз исправно тянет состав, светит солнышко, кругом тайга… и вдруг ясно чувствуем запах дыма, но что интересное, пахнет как бы березовыми дровишками, как будто кто-то баньку топит. С помощником переглядываемся, пахнет очень сильно, но откуда тут банька, кругом тайга, да и дыма нигде не видно. Естественно помощник выскочил в машинное, прибегает – горим! Я сразу кран машиниста в шестое (экстренное торможение), останавливаемся, бегу в машинное и вижу – валит дым и уже пошел огонь в БСА1 (блок силовых аппаратов) в районе линейных контакторов (ЛК – электропневматический контактор с дугогашением, подключает тяговый электродвигатель к силовой цепи электровоза), но еще не сильно разгорелось, главный выключатель (ГВ) пока не сработал.

Пожар на электровозе
Пожар на электровозе

Но дым пахнет березой, странно… Конечно опустили бегом токоприемники, расшторились, быстренько загасили пламя огнетушителем, погасло, я проверил всё и даже в районе первого фазорасщепителя, все было в норме. Первый и второй ТЭД отключили рубильниками отключения двигателя (ОД), в районе третьего ТЭД все было чисто, его оставили. Поднялись, все запустили и поехали, правда уже на четырех тяговых электродвигателях, но поезд был не тяжелый и профиль пути позволял ехать без двух ТЭД. Заранее по радиосвязи через поездного диспетчера (ДНЦ) заказали смену локомотива по станции смены бригад.  Время стоянки нагнали быстренько. Когда разобрались, то еще немного, и мы бы могли загореться по –  серьезному, но бдительность мы не теряли никогда. А березой пахли загоревшиеся клинья из этого дерева, которыми внутри разгоняли и подклинивали кабели и провода.

Тушение пожара на тепловозе
Тушение пожара на тепловозе

Бывали случаи и на тепловозах, но всегда мы их вовремя замечали и ликвидировали. Однажды мой помощник не слил масло из воздушных рессиверов на тепловозе 2М62, а вместо этого открыл краны на слив воды из системы охлаждения, ну не знал парень по неопытности, а признаться в этом стеснялся, я пошел сам, что надо быстренько закрыл, а краны на рессиверы открыл, следствием не слитого из рессиверов масла, было сильное возгорание в районе компенсаторов дизеля, после набора 9 позиции  (я описал этот случай в одной из статей). Но все равно возгорание пришлось тушить с применением пенного огнетушителя. Хотя такие возгорания в районе компенсаторов и выхлопных коллекторов на дизелях тепловозов при больших нагрузках, не такая уж и редкость, и опытные помощники сами все ликвидировали, без «кричащего» доклада машинисту – горим!

На тепловозах 2ТЭ10 с дизелями типа 10Д100 выброс пламени из выхлопных коллекторов – дело обычное. Выглядит эффектно, особенно ночью, целый факел яркого пламени из выхлопных труб! Происходит это по причине того, что масло при отстое тепловоза с работающим на холостых оборотах дизеле, скапливается в районе выхлопных коллекторов и если перед поездкой тепловоз не «прожгли», то такой выброс вполне возможен при хорошей нагрузке. Но мы не терялись, в этом случае сразу добавляешь ему позиций до полной 15-й и все это быстро заканчивается, главное не пережечь контактный провод в этот момент, но и глушить дизель нельзя, тогда тепловоз может реально загореться. 

Горит пассажирский вагон
Горит пассажирский вагон

Ну а однажды возгорание у нас произошло в пассажирском поезде, да еще и в длинном тоннеле! Ехали ночью, время было около трех часов, поезд скорый, дело было летом и вагонов было много – 22 вагона. Следовали домой, на перегоне затяжной подъем с кривыми и двумя тоннелями, но ЭП1 хорошо тянул скорый поезд, едем разговариваем, пьем чай, в общем все нормально. Въезжаем в самый длинный тоннель, длинной 3,5 км, тоннель старый, скорость по нему ограничена – 25 км/час. И вдруг – срабатывают тормоза, кто-то сорвал стоп-кран, сразу применяю экстренное торможение, встаем посередине тоннеля. Стоп-кран сорвали, а вернуть его обратно не собирались, из тормозной магистрали дует темпом экстренного торможения! Лампочки освещения в тоннеле не светили (хотя постоянно мы писали об этом в книгу замечаний), радиосвязь молчит (мертвая зона) и явственно почувствовался запах гари – неужели пожар в вагоне!? Помощник бегом побежал по поезду с фонариком, главное надо было закрыть стоп-кран, иначе поезд нельзя стронуть с места, чтобы вывести его из тоннеля! Я откровенно, чуть не поседел – 22 вагона с людьми, пахнет гарью, в тоннеле и ночью! Связи нет, если что-то серьезное? Думал уже серьезно об эвакуации пассажиров и главное, чтобы не было паники и люди не задохнулись! Но помощник – молодец, опытный, смотрю давление восстанавливается, значит стоп – кран перекрыли.

Через, минут семь возвращается помощник – кто-то закурил в 4-м вагоне прямо в купе, заснул и окурок сделал свое дело –  загорелся матрас и одеяло, один из пассажиров это увидел и в панике сорвал стоп-кран! Но поездная бригада сработала оперативно – матрас и одеяло сразу выкинули из вагона и затушили огнетушителем. Вздохнули мы и поехали дальше. А если бы никто это возгорание не увидел? Вагон мог загореться и тогда все было-бы очень серьезно!

Горит поезд с бензином
Горит поезд с бензином

В завершении хочу сказать – вы все являетесь потенциальными пассажирами, поэтому, пожалуйста не курите в вагонах в неположенном месте и если увидите возгорание, то постарайтесь не срывать стоп-кран в тоннелях или на мостах, это чревато серьезными последствиями, ведь в таких сооружениях тушение пожара и эвакуация пассажиров будет очень и очень затруднительна, ведь вагон горит всего-то семь минут!