Возгорания на локомотивах и вагоне – личный опыт
В предыдущих статьях я написал о браках в работе локомотивных бригад, а также о пожарах на локомотивах и о противопожарных устройствах и установках, которые на локомотивах установлены. Все вопросы я стараюсь описать понятным и популярным языком, отхожу от профессиональных «сухих» терминов. Это широкому кругу читателей совсем не нужно. В продолжение предыдущей темы пожарной безопасности хочется поделиться и своим опытом в этом серьезном вопросе. В моей работе бывало всякое, но Господь миловал от больших пожаров, которые являются самыми страшными кошмарами для машинистов и помощников. Локомотив не велосипед и стоит очень огромных денег, поэтому, если это произошло по халатности локомотивной бригады, то конечно, мало не покажется, как в профессиональном, так и в финансовом смысле для виновников, а если пожар успел перекинулся на вагоны, это конечно большая проблема.
Как-то вели мы пассажирский поезд на электровозе ВЛ60п/к, перегоны у нас большие, некоторые имеют протяженность более 40 километров, вот на таком перегоне у нас и произошло возгорание. Дело было летом, в середине дня, ехали мы из дома в пункт оборота. Электровоз исправно тянет состав, светит солнышко, кругом тайга… и вдруг ясно чувствуем запах дыма, но что интересное, пахнет как бы березовыми дровишками, как будто кто-то баньку топит. С помощником переглядываемся, пахнет очень сильно, но откуда тут банька, кругом тайга, да и дыма нигде не видно. Естественно помощник выскочил в машинное, прибегает – горим! Я сразу кран машиниста в шестое (экстренное торможение), останавливаемся, бегу в машинное и вижу – валит дым и уже пошел огонь в БСА1 (блок силовых аппаратов) в районе линейных контакторов (ЛК – электропневматический контактор с дугогашением, подключает тяговый электродвигатель к силовой цепи электровоза), но еще не сильно разгорелось, главный выключатель (ГВ) пока не сработал.
Но дым пахнет березой, странно… Конечно опустили бегом токоприемники, расшторились, быстренько загасили пламя огнетушителем, погасло, я проверил всё и даже в районе первого фазорасщепителя, все было в норме. Первый и второй ТЭД отключили рубильниками отключения двигателя (ОД), в районе третьего ТЭД все было чисто, его оставили. Поднялись, все запустили и поехали, правда уже на четырех тяговых электродвигателях, но поезд был не тяжелый и профиль пути позволял ехать без двух ТЭД. Заранее по радиосвязи через поездного диспетчера (ДНЦ) заказали смену локомотива по станции смены бригад. Время стоянки нагнали быстренько. Когда разобрались, то еще немного, и мы бы могли загореться по – серьезному, но бдительность мы не теряли никогда. А березой пахли загоревшиеся клинья из этого дерева, которыми внутри разгоняли и подклинивали кабели и провода.
Бывали случаи и на тепловозах, но всегда мы их вовремя замечали и ликвидировали. Однажды мой помощник не слил масло из воздушных рессиверов на тепловозе 2М62, а вместо этого открыл краны на слив воды из системы охлаждения, ну не знал парень по неопытности, а признаться в этом стеснялся, я пошел сам, что надо быстренько закрыл, а краны на рессиверы открыл, следствием не слитого из рессиверов масла, было сильное возгорание в районе компенсаторов дизеля, после набора 9 позиции (я описал этот случай в одной из статей). Но все равно возгорание пришлось тушить с применением пенного огнетушителя. Хотя такие возгорания в районе компенсаторов и выхлопных коллекторов на дизелях тепловозов при больших нагрузках, не такая уж и редкость, и опытные помощники сами все ликвидировали, без «кричащего» доклада машинисту – горим!
На тепловозах 2ТЭ10 с дизелями типа 10Д100 выброс пламени из выхлопных коллекторов – дело обычное. Выглядит эффектно, особенно ночью, целый факел яркого пламени из выхлопных труб! Происходит это по причине того, что масло при отстое тепловоза с работающим на холостых оборотах дизеле, скапливается в районе выхлопных коллекторов и если перед поездкой тепловоз не «прожгли», то такой выброс вполне возможен при хорошей нагрузке. Но мы не терялись, в этом случае сразу добавляешь ему позиций до полной 15-й и все это быстро заканчивается, главное не пережечь контактный провод в этот момент, но и глушить дизель нельзя, тогда тепловоз может реально загореться.
Ну а однажды возгорание у нас произошло в пассажирском поезде, да еще и в длинном тоннеле! Ехали ночью, время было около трех часов, поезд скорый, дело было летом и вагонов было много – 22 вагона. Следовали домой, на перегоне затяжной подъем с кривыми и двумя тоннелями, но ЭП1 хорошо тянул скорый поезд, едем разговариваем, пьем чай, в общем все нормально. Въезжаем в самый длинный тоннель, длинной 3,5 км, тоннель старый, скорость по нему ограничена – 25 км/час. И вдруг – срабатывают тормоза, кто-то сорвал стоп-кран, сразу применяю экстренное торможение, встаем посередине тоннеля. Стоп-кран сорвали, а вернуть его обратно не собирались, из тормозной магистрали дует темпом экстренного торможения! Лампочки освещения в тоннеле не светили (хотя постоянно мы писали об этом в книгу замечаний), радиосвязь молчит (мертвая зона) и явственно почувствовался запах гари – неужели пожар в вагоне!? Помощник бегом побежал по поезду с фонариком, главное надо было закрыть стоп-кран, иначе поезд нельзя стронуть с места, чтобы вывести его из тоннеля! Я откровенно, чуть не поседел – 22 вагона с людьми, пахнет гарью, в тоннеле и ночью! Связи нет, если что-то серьезное? Думал уже серьезно об эвакуации пассажиров и главное, чтобы не было паники и люди не задохнулись! Но помощник – молодец, опытный, смотрю давление восстанавливается, значит стоп – кран перекрыли.
Через, минут семь возвращается помощник – кто-то закурил в 4-м вагоне прямо в купе, заснул и окурок сделал свое дело – загорелся матрас и одеяло, один из пассажиров это увидел и в панике сорвал стоп-кран! Но поездная бригада сработала оперативно – матрас и одеяло сразу выкинули из вагона и затушили огнетушителем. Вздохнули мы и поехали дальше. А если бы никто это возгорание не увидел? Вагон мог загореться и тогда все было-бы очень серьезно!
В завершении хочу сказать – вы все являетесь потенциальными пассажирами, поэтому, пожалуйста не курите в вагонах в неположенном месте и если увидите возгорание, то постарайтесь не срывать стоп-кран в тоннелях или на мостах, это чревато серьезными последствиями, ведь в таких сооружениях тушение пожара и эвакуация пассажиров будет очень и очень затруднительна, ведь вагон горит всего-то семь минут!