Электровоз ВЛ8 – наш первый двухсекционный электровоз, созданный благодаря США
Это электровоз о котором можно слагать легенды. Локомотив – ископаемое, ведущее к истокам электровозостроения СССР и России. Об его истории создания среди железнодорожников гуляет огромное количество мифов и догадок. Давайте попробуем в них разобраться.
Почему на фотографии выше демонстрируется американский локомотив Little JOE? – Это не моя оплошность, так и было задумано. Дело в том, что данный электровоз штаты должны были поставить СССР, так как компания Дженерал Электрик строила его по специальному заказу для железных дорог союза в 1946-м году. Министерство путей сообщения уже приняло решение, что партия из 20 машин будет носить обозначение “А”. Но в результате начавшейся Холодной войны все 20 построенных экземпляров были переделаны под колею, используемую на американском континенте, и проданы железным дорогам США и Бразилии.
Руководство СССР конечно не могло так просто это пережить, и взяв за основу многие разработки от данного американского электровоза, решило строить свой мощный локомотив. Дело было поручено Новочеркасскому электровозостроительному заводу. Самое первое имя, которое получил наш локомотив, было Н-8, от названия завода, а 8м – это количество осей. Но в 1963-м году он был переименован в ВЛ-8. “ВЛ” – это аббревиатура от “Владимир Ленин”. С тех пор все локомотивы, выпускаемые НЭВЗом носили такие названия.
ВЛ8 строили в авральном режиме, из-за сорвавшейся поставки, по этому в нем присутствуют некоторые заимствования. Помимо американской модели донором послужил опытный советский электровоз ПБ21, ну а тележки, самый интересный на тот момент элемент конструкции, был взят с американского тепловоза DB.
Получившийся локомотив стал первым двухсекционным электровозом СССР. Некоторое время, до 1961 года, он еще и держал звание самого мощного в союзе. Электровоз хорошо прошел испытания на железных дорогах в разных концах необъятной родины, превосходил по своим характеристикам ВЛ22 и в 1956-м начался серийный выпуск. Выпускался он на 3-х заводах: соответственно Новочеркасским, Тбилисским электровозостроительным и Луганским тепловозостроительным. Последний производил тележки и кузова. Всего было построено 1723 машины. Нельзя не отметить, что они прослужили стране аж до 2003 года (год официального вывода с эксплуатации).
Сцепной вес ВЛ8 составил 180 тонн, мощность 8-ми двигателей 4200 килоВатт. Конструктивная скорость 90 км/час, а на модернизированном ВЛ8м – 100 км/час. На всех локомотивах присутствовала возможность рекуперативного (возврат электроэнергии в контактную сеть) торможения. Для работы электровозу требовалось постоянное напряжение 3000 Вольт.
В целом, смотря через призму прошедшего времени, машины получились надежными и простыми. Последний электровоз, который работоспособен до сих пор, находится во ВНИИЖТ и имеет номер 1642.