Электровоз ВЛ40 с мономоторным блоком
Обычно в электровозах каждая ось является ведущей и к ней присоединен через редуктор отдельный тяговый электродвигатель. Однако такая компоновка видимо не совсем устраивала некоторых конструкторов в Советском Союзе, раз в 1960-м году целых два электровозостроительных завода взялись за проект по созданию нового опытного мономоторного локомотива. Что из этого получилось, выясним в данном материале.
Электровоз пассажирский, переменного тока 25 кВ, в котором к каждой тележке подходит карданный вал и через специальный редуктор крутящий момент передается к колесам в итоге к 1966-му году удалось создать Тбилисскому электровозостроительному заводу. Назван данный локомотив был ВЛ40, кстати такое название носил еще один электровоз, правда появившийся на пару десятилетий позднее. Второй завод – НЭВЗ, как всегда вовремя сообразил (там работали гениальные и дальновидные конструкторы, они не раз предвидели тренды локомотивостроения) и слился.
Тбилисская машина получилась, как и было задумано, двухмоторной – по одному двигателю на тележку, и четырехосевой. Малое количество двигателей дало существенную “нехватку” веса, локомотив весил всего 88 тонн. Дело в том, что локомотивы как раз очень чувствительны к сцепному весу, и если он будет небольшим, то и вес поезда, который такой локомотив сможет водить, также будет небольшим, а это уже не вписывается в тренды все растущих объемов перевозок.
Мощность локомотива составила 3200 кВт, по 1600 кВт на один двигатель. Что даже по тем временам совсем негусто. Если говорить про принципиальные схемы работы вспомогательного электрооборудования, то можно отметить уход от фазорасщепителя. Это смелый шаг, теперь сдвиг фаз для асинхронных электромоторов вентиляторов (а их было шесть штук) и двух компрессоров осуществлял сдвигающий трансформатор. Конечно третьей фазы получить на таком трансформаторе не удалось, по этому моторы пришлось делать двухфазными. А в остальном применялась уже реализованная на электровозе ВЛ80К электрическая схема – 33 позиции контроллера машиниста, контакторно-реостатный тип коммутации нагрузки, и три режима возбуждения ТЭД. Максимальная скорость машины должна была составлять 160 км/час (проверить данный параметр так и не удалось).
Всего было построено два опытных образца ВЛ40, в 1966-м и 1969-м году. Однако бесперспективность данного направления внезапно дошла до руководителей ТЭВЗ, ведь на тот момент время требовало как минимум шестиосных машин со значительно более высокой мощностью. Внезапная доходчивость обернулась остановкой тяговых испытаний, точнее наверное сказать полным прекращением программы. Данные локомотивы как ненужные были просто брошены где-то на путях НЭВЗа, но до наших дней не дожил даже ржавый кузов.