Туалет для локомотивной бригады: условия и особенности эксплуатации

Локомотивная бригада — это те работники на железнодорожном транспорте, которые обязаны управлять локомотивом и гарантировать безопасное движение составов. Раньше в паровозную бригаду входил машинист, его сменщик, кочегар, смазчик и дизелист. Современные бригады состоят из двух железнодорожников: машиниста, возглавляющего коллектив, и его помощника. 

Машинисты — это движущаяся сила российских железных дорог. Несмотря на значимость, люди не всегда имеют достойные условия труда. Несколько лет назад был принят технический регламент, учитывающий наличие систем жизнеобеспечения на новых моделях локомотивов. Из года в год профсоюзы предлагают решение вопроса и создание необходимых санитарно-бытовых условий для локомотивных бригад на поездах старого образца. 

туалет в локомотиве
Туалет в полу электровоза (это находится в машинном отделении и закрывается металлической крышкой)

Как машинисты ходят в туалет? 

По негласному правилу, если поездка длиться всего несколько часов, машинисты обязаны отправляться в путь «подготовленными» — сходив в туалет. Если не «рассчитать свои силы», можно справить нужду в пункте назначения или в биотуалете. В крайнем случае на промежуточных станциях всегда дежурят подменные машинисты. Какие варианты предлагает руководство РЖД: 

  1. Биотуалеты. На некоторых моделях устанавливается мобильный туалет для персонала. Вакуумный биотуалет работает на протяжении всего пути следования. Конструкция требует регулярной уборки, иначе будет распространяться неприятный запах по вагону. При этом руководство не отрицает, что существуют сложности, которые возникают с установкой, ремонтом и обслуживанием устройств вентиляции и кондиционирования. Биомодели должен кто-то убирать и поддерживать в надлежащем состоянии. Например, на Забайкалье локомотивы «Ермак» имели санитарно-бытовой блок с биотуалетом. В теплый сезон обслуживание велось в штатном режиме. С наступлением холодов, содержимое туалетов замерзало, так как блок не поддерживал плюсовую температуру. Есть два решения: обогрев помещения или замена реактивов, которые заливают в туалет. Пока этот вопрос решается по стране, бригады остаются без возможности сходить в туалет в комфортных условиях. 
  1. Тепловозы и электровозы советского образца. Дизайн незамысловатый — примитивное отверстие в полу, сверху крышка, чтобы кто-то случайно не попал ногой. Отходы попадают сразу на рельсы. В электровозах ЭП1 есть люк в проходе. Если поднять крышку, можно самостоятельно соорудить туалет. 
  1. Современные кабины с максимальным комфортом. Требование улучшить дизайн туалетов — стало одним из основных при разработке новых локомотивов. Последние модели электровозов оснащены всем необходимым для труда в удобных условиях. Для машиниста и его помощника в кабине предусмотрена система климат-контроля, туалет со всеми удобствами, анатомические кресла с десятью вариантами регулировки. Есть микроволновка и холодильник. Наличие необходимых условий повышает концентрацию внимания локомотивной бригады при длительной работе в пути. 

Туалеты в современных российских электровозах используют новые технологии уничтожения отходов: они не выпадают на рельсы, а сжигаются. На выходе выходит горячий газ. В санитарных блоках уютно, тепло и комфортно. 

туалет в локомотиве
Туалет в тепловозе

Как решить проблему отсутствия туалетов в кабине машиниста на старых моделях? 

Недостаток финансирования, отсутствие в штате структур, занимающихся обслуживанием туалетов для машинистов в локомотивах советского образца — это основные препятствия, мешающее решению санитарно-гигиенических проблем. Как исправить ситуацию для старых моделей электровозов: 

  • организация штата, занимающегося непосредственно обслуживанием туалетов; 
  • заключение договоров во всеми сервисными локомотивными депо; 
  • выделение постоянных денежных средств на решение проблемы; 
  • разработка поэтапного ежедневного графика уборки и обслуживания. 
туалет в локомотиве
Туалет в современном локомотиве

Регулярное выделение финансов на уборку и организацию точек жизнеобеспечения гарантирует комфортные условия для людей, при этом состояние туалетов не будет доведено до критичного и не подлежащего ремонту. Современное оборудование и технические решения в кабине машинистка обеспечивают безопасность работы бригады и комфорт, что в разы улучшает производительность труда железнодорожников и их условия работы. Новые модели электровозов полностью совместимы с существующей инфраструктурой депо, что дает возможность своевременно обслуживать, убирать и ремонтировать в сроки. 

В 2016-2020 гг. компания «Трансмашхолдинг» поставляла в метрополитены российских городов новые поезда, в которых не предусмотрены туалеты в кабинах. Если возникает необходимость, машинист электропоезда может посетить туалет на линейном пункте. В это время его подменяет сменщик. Управляющие локомотивами московского метро не считают отсутствие туалета катастрофой — во время небольшого перерыва, они успевают не только пообедать, но сходить по своим делам.