Тепловозы серии М62

На железных дорогах России и многих стран мира работают знаменитые тепловозы серии М62. А что это за локомотив – М62? Шестиосные грузовые тепловозы с электрической передачей М62 стали первыми магистральными машинами, поставляемыми СССР на экспорт. Выпускались они Ворошиловградским (Луганским ) тепловозостроительным заводом с 1964 по 2001 год, локомотив имеет различные модификации, строился в двухсекционном и трехсекционном исполнении. Ну обо всем по порядку.

Тепловоз М62
Тепловоз М62

Первый заказ на эти тепловозы завод получил от Венгерской Народной Республики (ВНР). Для проведения испытания в 1964 году были построены два опытных экземпляра М62 для железных дорог нашей страны. После получения положительных результатов испытаний и эксплуатации завод в 1965 году начал поставлять М62 венгерским железным дорогам. Обозначение серии дано по требованию заказчика. В дальнейшем при поступлении этих машин на железные дороги Советского Союза обозначение серии было сохранено. В технической документации локомотивы, изготавливаемые для отечественных железных дорог  получили обозначение М62С, но на самих тепловозах буква С не ставилась. Кроме ВНР М62 в различных исполнениях поставлялись в Польшу (ST44), Чехославакию (Т679.1 и Т679.5), на Кубу (М62К), ГДР (V120), КНДР (К62). В дальнейшем двухсекционный 2М62 с индексом М поставлялся в Монголию. С 1970 года М62 стали поступать на железные дороги Советского Союза.

Несмотря на грузовой род службы, М62 использовались в пассажирском движении. И в настоящее время М62 работают в пассажирском движении на малодеятельных участках Российских железных дорог. На тепловозе установлен двенадцатицилиндровый дизель 14Д40, мощностью 2000 л.с. Дизель вращает генератор постоянного тока. Конструктивная скорость тепловоза составляет 100 км/час. Емкость топливного бака составляет 3390 кг.

Тепловоз 2М62у
Тепловоз 2М62у

Но на односекционном варианте М62 завод не остановился. В 1976 году Ворошиловградский завод приступил к выпуску двухсекционного тепловоза 2М62, их выпуск продолжался до 1985 года. Основным отличием секций 2М62 от М62 является отсутствие второй кабины машиниста и использование ее помещения в качестве тамбура для прохода в соседнюю секцию.  В электрических схемах был сделан ряд изменений, на локомотиве применены некоторые новые аппараты и узлы. Соответственно в двухсекционном исполнении возросла и мощность локомотива до 4000 л.с. Скорость осталась прежней.

Завод не переставал совершенствовать конструкцию локомотива и начал производство модифицированного тепловоза – 2М62У. На нем ходовая часть претерпела значительные изменения: были установлены бесчелюстные тележки и топливный бак емкостью 6300 кг., как на 2ТЭ10В и М , были внесены некоторые изменения в конструкцию локомотива, но мощность и скорость остались прежними.

Для увеличения мощности был выпущен в серию и трехсекционный вариант данного тепловоза – 3М62У.  Ходовая часть на нем осталась без изменения, с бесчелюстными тележками и топливным баком, как на 2М62У. Посередине  установлена третья секция, без кабин управления, но имеющая небольшие пульты управления в тамбурах, для маневровых передвижений. Мощность трехсекционного локомотива составляет соответственно 6000 л.с. Но если нет необходимости, то средняя секция отцепляется и машина работает в двухсекционном варианте.

Еще для нужд Министерства обороны была создана модификация тепловоза М62 – ДМ62. Это также односекционный тепловоз, с той-же мощностью и скоростью, ходовая часть с бесчелюстными тележками и топливный бак емкостью 6300 кг. Этот  локомотив предназначался для перевозки передвижного железнодорожного ракетного комплекса (ПЖРК) по железным дорогам нашей страны.

Тепловозы семейства М62 и сейчас активно работают на Российских железных дорогах. Они водят пассажирские и грузовые поезда, используются в хозяйственном движении. Я много лет работал на этих машинах, могу сказать только самые хорошие слова в адрес этих трудяг.