Тепловоз ТЭ3

Тепловоз ТЭ3
Тепловоз ТЭ3

Закончилась самая разрушительная в истории Великая Отечественная война, страна поднималась из руин, восстанавливались заводы и фабрики, заново отстраивались города, уничтоженные фашистами. Процесс восстановления экономики страны естественно не мог четко и устойчиво продвигаться без слаженной работы всех железных дорог. Практически ежедневно возрастал грузопоток, увеличивались вес и длинна поездов. Закономерно встал серьезный вопрос о коренном изменении локомотивного парка – заменой паровозов тепловозами и электровозами.  Одновременно решались задачи по проектированию и производству мощных тепловозов и электровозов. Результаты этой работы не заставили себя долго ждать.

В этой статье я коснусь вопросов тепловозостроения и расскажу об одном ярком представителе семейства тепловозов нашей страны.  Уже в то время стало ясно, что эксплуатируемые в послевоенные годы ТЭ1 и ТЭ2 не смогут заменить мощные паровозы ФД, ИС и Л, их мощность не позволяла этого сделать. Поэтому в 1950 году на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. В.А. Малышева, под руководством талантливого инженера и главного конструктора завода Александра Александровича Кирнарского началось проектирование нового мощного тепловоза. И вот в 1953 году из ворот данного завода вышла первая секция этого локомотива с номером 001 а чуть позже и вторая секция с номером 002. Тепловозу было присвоено наименование – ТЭ3. Позже обе секции объединили в один локомотив, а секциям были даны буквенные обозначения А и Б.

Тепловоз ТЭ3
Тепловоз ТЭ3

Итак, ТЭ3- это грузовой двухсекционный, двенадцатиосный тепловоз с электрической передачей, мощностью 4000 л.с., по 2000 л.с., в секции и конструкционной скоростью – 100 км/час. На нем был установлен десятицилиндровый вертикальный двухтактный, без наддува, дизель 2Д100 со встречно движущимися поршнями. Сказать, что этот локомотив –  отличный локомотив, значит ничего не сказать! ТЭ3 – локомотив легендарный, эпохальный в своем времени! Не было в нашей стране ни одной железной дороги, где-бы не работали эти машины – ни одной! Это был основной тип грузового тепловоза. Представьте себе, что даже в наше время можно встретить на железных дорогах, так называемые «тройки», они до сих пор в строю! Конструкция дала путевку в жизнь многим локомотивам последующих поколений.  Постройка ТЭ3 была организована в широкой кооперации таких локомотивостроительных заводов, как Коломенского, Харьковского, Луганского (Ворошиловградского) и Харьковского завода тепловозного оборудования («Электротяжмаш»).

Кабина ТЭ3 место машиниста
Кабина ТЭ3 место машиниста

В июне 1956 года Коломенский завод построил первый ТЭ3-1001 и окончательно перешел к выпуску тепловозов, завершив выпуск паровозов. В этом же году Луганский завод выпустил второй ТЭ3-2001 и приступил к строительству тепловозов. В процессе производства конструкция локомотива постоянно совершенствовалась, изменился кузов, устанавливались новые электрические аппараты, модернизировалась конструкция дизеля и тележек. Я сам еще застал эти локомотивы и немного поработал на них в качестве помощника машиниста, скажу прямо – ТЭ3 был такой тяговой лошадкой, которой просто не было цены! В любой ситуации, на любом перегоне мы выезжали с поездами, он упорно тянул состав даже на скорости пешехода, лишь бы дизеля работали! Конструкция его была проста, понятна и очень надежна! Род службы у него был грузовой, но он лихо водил и пассажирские поезда. 

Локомотив строился серийно с 1953 по 1973 год, ровно 20 лет, всего было построено 6800 машин! Но на этом конструкторская мысль не останавливалась – в 1956 году Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева выпустил два трехсекционных тепловоза, состоящих из обычных двухсекционных ТЭ3 и прицепленных к ним с одной стороны секций этих тепловозов, то есть локомотив с тремя кабинами машиниста.

Тепловоз 3ТЭ3
Тепловоз 3ТЭ3

Локомотив получил обозначение – 3ТЭ3. В 1961 и 1962 годах Луганский тепловозостроительный завод выпустил партию данных машин, только в средней секции оборудовал тамбур для межтепловозного перехода. Эти локомотивы поступили для работы в грузовом движении в депо Мурманск, Октябрьской дороги. Но к концу 1965 года большинство этих локомотивов было переделано на обычные двухсекционные ТЭ3. Но и это еще не все – в 1955 году МПС выдало Харьковскому заводу задание на разработку двухсекционного пассажирского тепловоза с общей мощностью 4000 л.с.  Конечно, за основу был взят ТЭ3.

Тепловоз ТЭ7
Тепловоз ТЭ7

Завод внес в конструкцию локомотива небольшие изменения, в том числе было изменено передаточное число редуктора, этот вариант получил наименование ТЭ7, его конструктивная скорость была поднята до 140 км/час. Говоря строгим конструкторским языком, тепловоз не должен был получить новое обозначение серии, его надо было обозначить просто как ТЭ3П (пассажирский), ну так уж решили. С 1956 по 1962 годы Харьковский завод им. В.А. Малышева строил небольшими партиями эти тепловозы, а в 1963-1964 годах тепловоз ТЭ7 выпустил Луганский тепловозостроительный завод, также небольшой партией.  Тепловозы ТЭ7 обслуживали пассажирские поезда на линии Москва-Ленинград.

Интересный факт – с 1960 года они водили «Дневные Экспрессы», пробегая путь от Москвы до Ленинграда за 6 часов 20 минут! Неплохо, правда, для тепловозов и в те годы?! С 1963 года ТЭ7 начали водить пассажирские поезда на участке Можайск-Минск-Брест.