Сила и красота Российского паровоза

Сегодня часто приходиться слышать, что Россия всегда была отсталой страной, что мы все копировали у американцев и европейцев, а сами ничего не могли. Конечно это нехорошие высказывания определенной либеральной части нашего общества, но их слушает молодежь и пытается делать свои выводы. Но любой здравомыслящий человек, живущий в России, прекрасно понимает, что это все не так! Мы всегда и во все времена были впереди планеты всей, наша земля всегда была полна талантами во всех отраслях и это неоспоримо! В этой статье рассмотрим тему нашего Российского паровозостроения, кто конструировал эти легендарные локомотивы, какие характеристики они имели, какую славу оставили о себе в мировом локомотивостроении и о том, что нам есть чем гордиться! 

Вацлав Иванович Лопушинский (14.01.1856-16.02.1929 гг.)

Российский инженер польского происхождения, выдающийся конструктор паровозов, созданные под его руководством паровозы известны всему миру, а один даже занесен в книгу рекордов Гиннесса.

Познакомимся поближе с легендарными творениями Вацлава Ивановича. Итак, знаменитый локомотив серии Ов «Овечка», создан спроектирован и построен в 1893 году, на Коломенском паровозостроительном заводе, осевая формула локомотива: 0-4-0, мощность составляла 500 л.с., всего построено 900 локомотивов. Он оказался безотказной машиной, простой в обслуживании и ремонте. Этот локомотив оставил в сердцах нескольких поколений машинистов любовь и добрую память. Паровоз был всеяден, мог отапливаться углем, мазутом, дровами и торфом, в общем всем, что горит. До 1925 года «овечка» трудилась как на поездной, так и на маневровой работе. С середины 30-х и до середины 50-х годов Овечки активно трудились на маневровой работе и в промышленном транспорте.

Паровоз серии Ем
Паровоз серии Ем

Товарный паровоз серии «Э»

Поистине легендарный локомотив! Мощность его составляла 920-1300 л.с., конструктивная скорость – 75 км/час. Локомотив имел осевую формулу: 0-5-0. Экономичность была повышена за счет перегрева пара до 300 градусов. По сравнению с паровозом серии «Ов» расход топлива у этого локомотива снизился на 25-30%, а воды на 30-40%. Первый паровоз серии «Э» вышел из ворот Луганского паровозостроительного завода в 1911 и после тяговых испытаний в 1912 году начался серийный выпуск этих локомотивов и продолжался до 1957 года –  45 лет! Всего было построено около 11000 машин данной серии. Это единственный пример в практике мирового паровозостроения, за что первый экземпляр серии «Э» был занесен в книгу рекордов Гиннесса! 

Паровоз серии Щ
Паровоз серии Щ

Александр Сергеевич Раевский (4.02.1872-23.06.1924 гг.)

Российский и Советский инженер, конструктор паровозов и первых тепловозов. В 1907 году под руководством Александра Сергеевича был спроектирован и построен товарный паровоз серии «Щ» – «Щука». Локомотив имел осевую формулу 1-4-0, мощность 700 л.с. Этот локомотив строился серийно до конца 20-х годов и водил грузовые поезда на многих дорогах нашей страны, был надежен и неприхотлив, чем и заслужил любовь и уважение машинистов. 

Паровоз серии "С"
Паровоз серии “С”

Бронислав Сигизмундович Малаховский (2.01.1867 – 20.02.1934 гг.)

Российский и Советский инженер, организатор Советского паровозостроения и создатель одного из лучших отечественных локомотивов, преодолевшего скоростной рубеж в 100 км/час – паровоза серии «С».  Локомотивы этой серии были спроектированы в 1910 году и с 1911 по 1918 год строились серийно на Сормовском, Невском и Харьковском паровозостроительных заводах. Локомотив имел осевую формулу: 1-3-1 и конструкционную скорость – 115 км/час, мощность его составляла 1200 л.с. Всего было построено 900 машин. Эти скоростные локомотивы были широко распространены на железных дорогах России и успешно работали с поездами до конца 60-х годов. А в пригородном сообщении Москвы, Ленинграда и Харькова эти машины использовались вплоть до полной электрификации этих железнодорожных узлов! Есть официально зарегистрированный факт – 6 Октября 1913 года паровоз «С» провел пассажирский поезд из Санкт-Петербурга в Москву за 7 часов 59 минут! И это еще в царской России! Вот это достойный пример «отсталости» Российской инженерной мысли и промышленности!

Но на этом славная история этого локомотива не закончилась, он стал основой для разработки паровоза серии «Су» (Сормовский усиленный), сконструированного уже при Советской власти на Коломенском паровозостроительном заводе под руководством главного конструктора завода Константина Николаевича Сушкина. «Су» имел такую-же осевую формулу 1-3-1, но была повышена его мощность до 1565 л.с. и конструктивная скорость – 120 км/час. Конструкция оказалась настолько удачной, что локомотив, исправно работал несколько десятилетий и был сменен тепловозами и электровозами. Эти машины выпускались серийно практически всеми паровозостроительными заводами с 1926 по 1952 год – 26 лет. 

Паровоз ФД23
Паровоз ФД23

Лев Сергеевич Лебедянский (24.10.1898 – 30.01.1968 гг.)

Выдающийся Советский инженер-локомотивостроитель. Под его руководством и с его участием были созданы различные типы паровозов, тепловозов и газотурбовозов. Вся трудовая деятельность Льва Сергеевича проходила на Коломенском паровозостроительном, а затем, тепловозостроительном заводе. Он являлся лауреатом многих Государственных премий. Под его руководством были созданы всемирно известные серий – Л; Лв; ФД; ИС и П36. Паровозы «ФД» (Феликс Дзержинский) – мощные локомотивы советского производства, были созданы в 1931 году. Этот локомотив имел осевую формулу 1-5-1 и мощность-3000 л.с. Многие конструктивные решения, примененные на этих машинах, были использованы на других локомотивах. «ФД» был самым распространенным и надежным грузовым паровозом до времени прихода на стальные магистрали тепловозов и электровозов.

История паровоза - паровоз серии ИС
История паровоза – паровоз серии ИС

В 1932 году был построен и пассажирский паровоз серии «ИС» (Иосиф Сталин), мощный пассажирский паровоз с осевой формулой: 1-4-2. Локомотив работал в пассажирском движении вплоть до окончания эры паровозов. В послевоенные годы под руководством Льва Сергеевича были спроектированы и построены паровозы серии «Л», «ЛВ» и «П36» Паровоз серии «Л» – мощный грузовой паровоз с осевой формулой: 1-5-0 (1-5-1 у «ЛВ»). Сначала данный локомотив получил серийное обозначение «П» – Победа, но впервые в истории был переименован в честь главного конструктора: «Л» – Лебедянский.

Паровоз получил ласковое прозвище – «Лебедянка». Мощность его составляла 2200 л.с., он уступал по мощности серии «ФД», но оказался быстроходнее, и на 20% экономичнее. Эти машины обоих серий работали и еще кое-где работают, практически на всех дорогах СССР и современной России. 

Паровоз П36
Паровоз П36

Ну и знаменитый пассажирский паровоз серии П36

Это мощный и скоростной пассажирский паровоз с осевой формулой 2-4-2, мощность его составляла 3077 л.с., конструктивная скорость – 140 км/час. С 1955 года этот локомотив выпускался серийно. В нем было применено все самое лучшее из отечественных достижений паровозостроения. Он использовался для вождения пассажирских и почто-багажных поездов и даже ускоренных грузовых, на дорогах разного профиля: от Октябрьской до Дальневосточной. Эти машины буквально покорили машинистов своими ходовыми качествами.

Я застал в детстве и юности эти замечательные локомотивы в работе, они водили у нас на Дальнем Востоке пассажирские поезда, ездил в пассажирских поездах, ведомых этим локомотивом, даже поднимался и в будку. Могу сказать только одно – гордость и восхищение я испытывал всегда при виде этих красавцев! Когда я уже сам работал помощником и машинистом, в нашем коллективе еще вовсю работали машинисты – паровозники, так вот, спрашивая их, на чем бы они сейчас хотели-бы работать, то ответ всегда был один – на П36! Вот такие мы «отсталые». Разве нам нечем гордиться?!