Электровоз ПБ21: донор запчастей для электровозов СССР

Поговорим о самом первом электровозе, который был построен в СССР – ПБ21. Раритетная машина, которая появилась в 1934 году и дожила (как памятник) до наших дней. Расшифровывалась аббревиатура ПБ очень просто, “ПолитБюро”, на фронтальных панелях локомотива красовалась огромная звезда с такой надписью и с фотографиями товарища Сталина и видной свиты того времени, 21 – это нагрузка на рельс в тонн-силах с одной основной оси. С развенчанием культа личности звезда значительно была уменьшена, а фотографии с надписью и вовсе исчезли. Если вы думаете, что в стране советов не следили за такой важной деталью, как звезде на единственном электровозе, то вы заблуждаетесь.

Электровоз ПБ-21
Электровоз ПБ-21

Раритетность электровоза вызвана его редким выпуском, всего в одном экземпляре. Как не трубили в газетах и отчетах о его плюсах, в серию он так и не пошел. Построен он был силами Коломенского завода и завода Динамо. Второе предприятие отвечало за электрооборудование, а первое за все остальное. Электровоз сошел с “конвеера” в 1934 году, прошел испытания на Северной железной дороге. Испытывали его при напряжении контактной сети 1500 Вольт, а рабочее напряжение было 3000 Вольт, но испытание было отлично пройдено и локомотив отправился на службу в Грузию. Вообще послужной список данной электрической машины многообразен, после Грузии электровоз был командирован в Москву, затем в Перьм, потом обратно в Грузию, и в 1961-м году уступил место чехам, “вышел на пенсию” и отправился в Пермь как музейный экспонат.

Электровоз ПБ-21
Электровоз ПБ-21

Колесная формула 2-3-2, по две бегунковые тележки без моторов с поворотным механизмом для якобы облегчения прохождения кривых, и три основные оси посередине, зачем-то объединенные с помощью дышла. Это странно, ведь мотор стоял на каждой оси. Кстати, такие массивные колеса создавали приличную нагрузку на полотно, по этому конструкторам пришлось изобретать (или так уже скопировали у американцев) опорно-рамное подвешивание двигателей, для уменьшения неподрессоренной массы, будь она не ладна. Еще забавный момент, бегунковые тележки должны облегчать вход в кривые, но когда локомотив привезли на завод Динамо, в кривые он вписаться не смог. Но в этих тележках был один толк, от вращения колесных пар работали воздушные компрессоры.

Электровоз ПБ-21
Электровоз ПБ-21

Мощность электровоза составляла 2040 кВатт, это получается на один двигатель приходилась мощность 680 кВатт. Двигатели были сдвоенными и имели очень сложную конструкцию, позаимствованную у швейцарских локомотивов. Из-за своей сложности больше подобные двигатели не применялись ни на одном электровозе СССР. Локомотив имел оборудование для реостатного торможения, и послужил неплохой базой для последующих электровозов союза.

Локомотив был самым мощным электровозом во всем европейском регионе, и конечно самым быстрым электровозом своего времени в СССР, разогнавшись на испытаниях до 127 км/час.