Поезд-призрак – ядерный ракетный комплекс
В наследие от СССР нам достался некий “Поезд-призрак”, а по научному Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс”, на ЖД “Поезд номер 0”. В его создании участвовал огромный научный потенциал союза, с 1969 года велась разработка и доработка данного комплекса, и в итоге он занял своё место в ядерном щите, став некой гарантией возмездия. Однако сразу после развала СССР Россию вынудили ратифицировать договор о разоружении СНВ-2 и уничтожить ядерные ракеты, которые как раз устанавливались в данный комплекс. В итоге в 1994 году, на специально созданной линии, 12 таких поездов пошли “под болгарку”. И нам остается только вспоминать, какой это был комплекс!
Идеи по созданию поезда, который бы мог нести на себе межконтинентальную ядерную ракету, а также полноценный автономный пункт управления, сначала возникли именно в США. Было даже построено некоторое количество опытных образцов, но конгресс посчитал это слишком дорогим удовольствием и решил, что действующей системы шахтных установок будет достаточно.
Но в СССР денег на оборону не жалели. В 1969 появились первые опытные образцы ракетного поезда. Советским ученым пришлось решать массу задач. Это и маскировка (в США поезд не маскировался) под обычный ЖД состав, это и тяговые характеристики – 150 тонн весила одна ракетная установка, и укрепление платформы вагона. В общем трудностей было действительно много и все они постепенно разрешались, а в 1984 году уже 12 поездов перешли в боевую эксплуатацию.
Состав перевозился тремя тепловозами М62, вела который исключительно локомотивная бригада из действующих военных. Данный комплекс принимал на вооружение ракетный полк, и в автономном режиме поезд с 70 человек личного состава должен был курсировать по стране, обеспечивая гарантию нанесения ответного ядерного удара по агрессору.
Помимо, вагона с ракетной установкой, в составе было все необходимо для несения службы, запасы питания, воды, топлива. В отдельных вагонах были созданы казармы и купе для офицеров.
С вагона-командного пункта осуществлялось управление РЛС, также замаскированной, и ракетной установкой. Разработанный вагон со стартовым комплексом оправдал все ожидания военного командования, и при проведении испытаний с залпом ракеты, без боеголовок, вместе с поездом оставался стоять на месте, и всё оборудование комплекса при залпе не повреждалось. Самые большие опасения при разработке комплекса как раз заключались в том, что сделать такой вагон, или даже поезд, устойчивым к пуску тяжеленной ракеты будет крайне сложно.
Поезд мог выезжать на общие пути МПС (Министерство путей сообщения), однако был определенный риск повреждения ЖД полотна из-за слишком большой массы вагона с ракетной установкой, даже не смотря на увеличенное число осей. В итоге для устранения таких рисков в местах базирования таких поездов путь дополнительно укрепляли – устанавливали бетонные шпалы и использовали иную технологию насыпи, с более твердым и крупным щебнем.
В итоге, что касается оправданности огромного числа затрат по созданию маскировки – поезд всё равно выдавал себя наличием трех тепловозов, это можно было заметить даже с большой высоты, а с близкого расстояния конечно наличием четырех тележек на одном вагоне (ракетный комплекс), да и конструкция других вагонов, например с командным пунктом и РЛС, отличалась от стандартных. Естественно с использованием агентурной разведки определить местонахождение поезда не составляло труда, а значит можно было направить на него ядерную ракету.
А сам БЖРК для того, чтобы запрограммировать ракету на определенный курс (тогда система наведения использовала только гироскоп), должен был обладать данными о точном своем местоположении. Остановившись на перегоне и выпустив ракету, можно было не ждать от неё точного попадания в цель.