Подготовка машинистов поездов

Читаю статью: уральский машинист водил поезда, работая по поддельным документам!

Хорошо, что не летал пилотом на Уральских авиалиниях. Может-ли быть такое? Конечно, а почему-бы и нет. Научился парень хорошо водить поезда, сделал себе все необходимые для этого документы, устроился в какое-нибудь локомотивное эксплуатационное депо и поехал! Хорошо, что не навалял дров! Но это вина кадровых служб и руководства, что допустили к работе, тщательно не проверив. Но это пусть остается на их совести, разборы с ними проведут, обязательно. Так вот, ответственно заявляю, водить поезда могут только специально подготовленные для этого люди, прошедшие строгий медицинский отбор и имеющие для этого соответствующие документы и свидетельства! Все, никто больше!  Точно так-же, как в авиации! Ведь это в первую очередь безопасность движения – жизнь людей! Поэтому, научится водить это еще не профессия. Так как-же вся эта система обучения и профессиональной подготовки локомотивных бригад работает?

локомотивная бригада - машинист локомотива
Тренажер

Каждый кто идет на эту работу понимает, работать машинистом и помощником означает очень многое, это не признавать времени суток, не знать ни ночей, ни праздников, на погоду не обращать внимания, поезда ведь следуют круглосуточно, нести огромную ответственность, в совершенстве знать работу и устройство локомотива, вагонов, путей, контактной сети, мостов и тоннелей, огромные, просто огромные тома инструкций, правил, указаний, распоряжений и много всего другого, постоянно совершенствовать свои технические знания /обязательно/, сдавать бесконечные экзамены и зачеты, назубок знать правила охраны труда и постоянно сдавать зачеты по ним, ну и конечно раз в год проходить очень серьезные медицинские обследования и перед каждой поездкой проходить предрейсовый медицинский осмотр.

А еще огромное нервное напряжение за всю поездку, шум, тряска и все такое прочее! Не зря работники локомотивных бригад уходят на пенсию в 55 лет! Аж даже стало немного страшновато! Но это так, сам все это проходил! Ну вот, решил молодой человек связать свою жизнь с этой профессией, как он ей овладеет?

Можно сразу поступить в железнодорожный ВУЗ на специальность локомотивное хозяйство или электроподвижной состав /ЭПС/, можно поступить и в железнодорожный колледж по той-же специальности. Не все конечно смогут поступить в ВУЗ, но ничего страшного, можно спокойно прийти в техническое училище, которое готовит помощников машиниста локомотива, получить там свою любимую профессию, а потом, кто-же против, в институт.

Естественно, все, кто поступает на обучение по данным профессиям проходит медицинское освидетельствование, если годен-учись на помощника, если нет, придется расстаться с мечтой.  По окончании обучения выдается свидетельство помощника машиниста локомотива и добро пожаловать в дружную локомотивную семью, в каком-нибудь локомотивном эксплуатационном депо.

Там молодой помощник ездит так называемые «дублерские» поездки, дублером помощника машиниста, с целью ознакомления с участками работы/ профиль пути, станции, расположение сигналов и т.д./, по окончании дублирования, проверка знаний, зачеты по охране труда и вперед в путь самостоятельно в должности помощника!

Прибывшие из ВУЗов и колледжей молодые специалисты, имеющие желание начать свою трудовую деятельность с поездной работы, сдают соответствующие экзамены при депо, проходят медицинскую комиссию, локомотивное депо имеет право, после соответствующих испытаний, выдать данным специалистам свидетельство помощника машиниста локомотива и больше никто, никаких подделок! Иногда во многих депо происходит набор молодых людей и их подготовка на базе депо по специальности помощник машиниста, с выдачей соответствующего свидетельства.

С машинистами все проходит гораздо серьезнее! Их готовят только технические школы, существующие на каждой дороге. Проработал человек помощником, не менее трех лет, показал себя с хорошей стороны, имеет желание, знания хорошие, вперед, командируешься на обучение в техническую школу. Срок обучения на один тип локомотива, например, электровоз, длится шесть месяцев, а на два типа, сразу электровоз и тепловоз, один год. Я лично обучался на тепловоз и электровоз, поэтому учился год. После окончания курса обучения будущие машинисты сдают очень строгие экзамены, только сдав их успешно, они получают свидетельства об окончании технической школы и … самое главное – « Свидетельство на право управления локомотивом», с указанием какого типа, электровоза или тепловоза, кто обучался на два типа получает два свидетельства.

А если точнее, получают их попозже, так как все документы после сдачи экзаменов, направляются в дирекцию тяги соответствующей дороги, а там уже на основании сдаточных ведомостей выписываются эти свидетельства. Все необходимые данные, номера, фамилии заносятся в единую базу данных на всей сети ОАО РЖД и все, посторонний не пролезет! Выпускники ВУЗов могут сдать экстерном экзамены в технической школе, но как правило, люди стараются пройти обучение вживую, ведь очень много знаний дается в технических школах!Свидетельства вручат потом, когда они придут в депо, как правило в торжественной обстановке, ребята посмотрят на них и сдадут в отдел кадров на хранение. Вот так! Наличие свидетельства не говорит, что вы еще машинист, человек так и работает дальше помощником. А вот еще одно обстоятельство, получив свидетельство на право управления локомотивом, помощник имеет право работать в пассажирском движении!

Помощники, не имеющие данного свидетельства, к работе в пассажирское движение не допускаются! Очень серьезно, правда! Ну а дальше, проработал помощник еще с годик в прежней должности, показал себя с лучшей стороны, вперед, в машинисты! Для этого кандидат проходит серьезное теоретическое и практическое обучение, сдает экзамены на знание конструкции локомотива, тормозов, инструкций и еще всякого разного, После положительных результатов сдачи экзаменов, будущий машинист проходит «обкатку», по всем участкам с ним ездит инструктор, который проверив всю степень практической и теоретической готовности кандидата, выдает свое заключение: может он работать самостоятельно или пока нет. Письменное заключение записывается машинистом-инструктором в служебный формуляр будущего машиниста, в нем указано, на каких участках, с какими поездами, на каких локомотивах может работать данный специалист.

Электровоз ВЛ80С
Электровоз ВЛ80С

После всего этого – к начальнику депо на собеседование, после его успешного прохождения, начальник депо лично пишет свое заключение в формуляр каждого машиниста, дальше приказ по депо, все данные в дирекцию тяги и все! Помощник, становится машинистом четвертого класса и самостоятельно может водить грузовые поезда на данных участках! Очень серьезно! Еще долго молодой железнодорожник будет совершенствовать свое мастерство в грузовом движении, сдаст испытания при комиссии в депо на третий класс квалификации. Прошло время, надо двигаться, вот тут он направляется снова на одномесячную подготовку в техническую школу и после сдачи экзаменов получает свидетельство о присвоении ему второго класса квалификации на определенный тип локомотива, второй класс дает путевку для обкатки машинистов в пассажирское движение! Хочешь оставайся в грузовом движении, а если есть желание, хорошие знания и опыт, просим в пассажирское движение!

Обкатка пассажирского машиниста, происходит точно также как из помощника в машинисты грузового движения. Поездил пассажирским машинистом второго класса несколько лет, пора уже и повышать класс квалификации и опять собирайся на месяц в техническую школу. Пройдя курс обучения и после успешной сдачи экзаменов, ты получаешь первый класс, с выдачей соответствующего свидетельства! Вот так! Просто в локомотивном хозяйстве ничего не бывает! Лично прошел все эти ступени, до пассажирского машиниста первого класса и дальше. Ну а если есть желание расти дальше, вперед к должности инструктора! Но об этом в следующий раз! Так, что как видите, просто так никто не сядет за пульт управления локомотива! А этого человека все равно вычислили, потому-что, документы то левые, нигде не проведенные, вот и попался! Все строго и под контролем!