Может ли в сильный ливень на железнодорожной платформе ударить током?
Этот вопрос задают достаточно часто, звучит он конечно в разных вариациях, но смысл примерно такой. Контактная сеть имеет высокое напряжение, и все это знают. Другой момент, что не все знают какое это напряжение, а некоторые даже и представления не имеют, что значит самое это понятие, но определенные опасений сей факт вызывает. Вода проводит электрический ток, а значит когда этой воды льет как из ведра, есть риск получить электроудар вблизи контактной сети, а если необходимо еще и зайти в электропоезд, то вообще ужас берёт. Давайте займемся развенчанием мифов и догадок и ответим на опасения пассажиров.
Начнем с того, что в нашей стране есть контактные сети двух родов тока – переменного и постоянного. Вся Москва и область сидит на постоянном токе, а все что за пределами как правило на переменном (вообще это отдельный вопрос). Напряжение первого – 3000 Вольт, а второго – 25000 Вольт. Да, постоянный ток как-то безопасней выглядит, хотя 3000 в сравнении с нашими розеточными 220 все равно гигантское напряжение. Теперь перейдем непосредственно к нашему вопросу.
Давайте по пути отметим такой физический факт – вода на самом деле ток не проводит, она стопроцентный диэлектрик. Проводящей ее делают различные примеси и частицы, которые можно полностью удалить дистилляцией и получить дистиллированную воду, а в неё хоть фен кидайте, ничего не произойдет. Но вот дождь это вода не дистиллированная и частиц в каплях полно, но для того, чтобы электрический ток начал свое движение, необходимо создать непрерывный контакт, то есть струю. Дождь какой бы силы не имел, все равно между каплями существует разрыв, и чем больше расстояние от контактного провода до человека, тем большее количество этих разрывов.
При постоянном токе вам даже теоретически ничего не угрожает, ведь возможность его протекания существует только при замыкании контактного провода и рельса, а для того, чтобы при этом задело человека на платформе, необходимо чтобы молекулы воды создали незаурядный рисунок – от контактного провода на платформу, а после к рельсам. В общем это не возможно! А если подошел поезд и вы боитесь в него заходить, то бросьте бояться, электричка уже замыкает цепь между проводом и рельсом собой, ток не пойдет по более длинному маршруту через человека, он очень ленив. Ток всегда движется только по наикратчайшему расстоянию! В случае с постоянным током в любую погоду на платформе пассажирам ничего не угрожает и они в полной электробезопасности.
С переменным током все гораздо сложней. Во первых напряжение 25000 Вольт это очень и очень много, а во вторых переменному току не нужен рельс, если есть земля. Дело в том, что переменный ток может течь как от провода к рельсу, так и от провода в человека, стоящего на земле – земля тоже имеет потенциал. В сильный дождь возможен электрический пробой (своеобразная молния) между контактной сетью и заземленными конструкциями. Находится ближе 2-х метров к проводу категорически запрещено и представляет реальную опасность для жизни! Держитесь подальше от края платформы в дождь. Кстати, как правило в случае совсем ливня электроснабжение контактной сети на время прекращают. Когда подходит поезд и вам необходимо в него зайти, можете смело это делать, так как корпус поезда полностью безопасен, ведь он стоит на рельсах, а ток идет только по кратчайшему пути.