Какие бывают вагоны-лаборатории и для чего они применяются?
Как железнодорожники контролируют исправность путей, контактной сети и других устройств?
На железных дорогах существуют специальные вагоны-лаборатории. Это вагоны -путеизмерители, вагоны-дефектоскопы, вагоны для проверки и испытания контактной сети. Представляете сколько потребуется времени, чтобы произвести дефектоскопию пути или проверить работу контактной сети, не прибегая к помощи данных лабораторий, так сказать, пешком, даже на одном единственном перегоне! Хотя у службы пути и есть ручные тележки-дефектоскопы, передвигаемые по рельсам вручную, но они используются локально, на небольших расстояниях.
Что-же из себя представляют эти вагоны? Это точно такие-же вагоны, как и обычные пассажирские, только с некоторыми конструктивными особенностями. Вагоны -путеизмерители имеют стандартную тележку с одной стороны, а с другой специальную, она выполняет такую-же функцию: весело бежать по рельсам, но на ней размещено специальное оборудование, которое производит все необходимые измерения, например, ширина колеи, перекосы, просадки и много других параметров. Все эти данные записываются на специальные носители, приборами-регистраторами. Далее, после проследования соответствующего участка, в дистанцию пути (ПЧ), поступает вся необходимая информация об обнаруженных недостатках, с целью скорейшего их устранения.
Работники вагона-путеизмерителя, по радиосвязи могут сразу-же выдавать ограничения скорости (предупреждения) для вслед идущих поездов, через дежурных по ближайшим станциям. Работа его осуществляется как на уменьшенных, так и на установленных для данного перегона максимальных скоростях. Как правило вагон-путеизмеритель работает на перегоне один, ведомый локомотивом, но может ставиться в состав обычных пассажирских поездов, с хвоста. На профессиональном сленге он называется – «путемер».
Есть в распоряжении путейцев и вагоны-дефектоскопы. Это обычный вагон, но оснащенный необходимым оборудованием и специальной тележкой, для проведения дефектоскопии рельс и стрелочных переводов. Работает в одиночку, ведомый локомотивом.
Сейчас на железных дорогах России активно внедряются самоходные дефектоскопы, это обычная автомотриса, но оборудованная для проведения необходимых работ и помещениями для работы и отдыха сотрудников, такой мини-вагон.
При работе дефектоскопа на одном из направлений двухпутного перегона, это направление закрывается для движения поездов. При работе дефектоскопа на однопутном перегоне, закрывается весь перегон. Вагон-дефектоскоп и самоходный дефектоскоп оборудованы радиосвязью, для передачи информации о выявленных нарушениях дежурным по станциям, ограничивающим перегон, и конечно, вся информация поступает в дистанции пути (ПЧ). Ведь может потребоваться и немедленная смена рельса с изломом (остродефектного).
Ну и вагоны для испытания контактной сети. Это также обычный вагон, но с существенными изменениями, на крыше установлены токоприемники, как на электровозах и посередине вагона оборудована, выступающая из крыши, застекленная кабина для контроля и наблюдения за контактной сетью. В самом вагоне находится все необходимое для этого оборудование.
Данный вагон работает на перегоне один, ведомый локомотивом, он сам поднимает установленные на нем токоприемники и начинает свою контрольную работу. Токоприемники на вагоне поднимаются за счет сжатого воздуха, подаваемого от прицепленного локомотива. Вся информация о выявленных дефектах и отклонениях поступает в дистанции электроснабжения (ЭЧ) и контактной сети (ЭЧК), для оперативного устранения выявленных неисправностей. Данный вагон, также оборудован радиосвязью. Все вагоны оборудованы для продолжительной работы, без смены сотрудников, имеют купе и все необходимое санитарное и бытовое оборудование.
Есть еще и специальные вагоны – весоповерочные. Они оснащены всем необходимым, для проверки весового оборудования.
Весы устанавливаются на путях различных предприятий и служат для контроля веса, выпускаемых на железнодорожные пути общего пользования, груженых вагонов. Данные вагоны для проживания не оборудованы.