Как поднять токоприёмник на электровозе без электричества?

Токоприемник, пантограф электровоза
Токоприемник электровоза

Давайте рассмотрим такой вопрос, вытекающий из прямой, как путь в светлое будущее, логики. Электровоз работает от электричества, соответственно когда он опускает токоприёмник, потом долго стоит, аккумуляторы разряжаются, и как теперь этот токоприёмник поднять?

На этот счет ходит много разных версий, говорят есть даже ручные насосы, для его подъёма. Но давайте рассажу как происходит это в реальной жизни.

Устройство токоприёмника мы уже подробно рассматривали, можете почитать здесь, по этому я лишь коротко скажу, что для приведения в действие пружины, которая поднимет токоприёмник, необходим сжатый воздух, причем приличного давления. А этого добра в электровозе “подключенном” к контактной сети должно быть предостаточно, так как этот воздух прокачивается по всему составу для зарядки тормозной магистрали. Однако же при длительной стоянке воздух весь выйдет обратно в атмосферу. Виной тому не идеальная герметизация в узлах воздушной системы.

Итак, компрессор для нагнетания воздушного давления электрический, соответственно не работает, аккумулятор сел, давления воздуха нет. А ехать надо.. Ещё следует добавить, что подобные ситуации случаются очень редко. 
В таком случае к электровозу подъезжает другой локомотив – скорее тоже электровоз, так как перед прицепкой к поезду все локомотивы, по типовому признаку, стыкуются друг с другом в так называемую “линейку готовности”. Крайний электровоз с этой линейки и будет брошен на реанимацию собрата. Далее либо с этого электровоза на наш подключается электропитание, которое используется для запуска компрессоров, но более вероятно другое. 
Тормозная магистраль рабочего локомотива соединяется с тормозной магистралью нерабочего электровоза. Кран магистрали открывается и происходит заполнение воздухом под давлением главного резервуара электровоза, с которого впоследствие воздух и поднимет токоприёмник.

Но и здесь не всё так гладко – если сели аккумуляторы, то реле, управляющее электроклапаном подачи воздуха на токоприёмник, не сработает от простого нажатия соответствующего переключателя. Придется искать этот самый клапан и открывать его в ручную.

Это собственно единственные варианты, которые можно предпринять не загоняя “севший” электровоз в депо, где есть возможность подключить электричество разными способами.