Как молодой помощник чуть тепловоз не спалил – история машиниста

Тепловоз 2ТЭ116УД
Тепловоз 2ТЭ116УД

Во всем мире известна истина – знания сила! Работая на локомотивах машинисты и их помощники обязаны знать конструкцию локомотива, обо всем другом я уже не говорю. Но в жизни всякое бывает, ведь знания получить можно, но их еще надо умело применять и конечно, самое главное – опыт, а он приобретается годами.

В моей работе был такой случай, немного комичный, но который мог привести к серьезным последствиям. Однажды в поездку на тепловозе отправили со мной молодого помощника, парень неплохой, но вижу, тепловоза еще не «прошел», работал на электровозах. Езда у нас в депо была смешанная – сегодня на электровозе, завтра на тепловозе. В то время я работал на тепловозах в пассажирском движении, тепловозное плечо не очень большое, график был составлен так, что в одну сторону ехали грузовым, а назад пассажирским.

Принимаем тепловоз 2М62, спрашиваю помощника – знаешь тепловоз, может какие-нибудь вопросы у тебя есть – нет говорит, все знаю, вопросов нет, прямо мастер. А сам вижу, парень в тепловозе слабоват, но не хочет ударить в грязь лицом. Ну да ладно, в поездке увидим! Тепловоз приняли полностью экипированным, все в норме: топливо, масло, вода, песок. Взяли грузовой груженый поезд, весом 3500 тонн и поехали. На первом подъеме отправляю его в дизельное, все проверить и осмотреть. Прибегает, докладывает – горит масло в компенсаторах на первой секции, вторая нормально. Ну дело привычное, на этом подъеме и проверяли всю работу тепловоза. Значит не продуты хорошо воздушные рессиверы, масло оттуда не слито. На дизелях типа 14Д40 в воздушных рессиверах скапливается масло и вот эти скопления необходимо периодически сливать через краны.

Говорю ему – иди открой краны на рессиверы и посмотри будет дальше гореть или нет, а в общем масло в компенсаторах загоралось после набора девятой позиции, но поезд тяжелый и надо было наворачивать по полной до пятнадцатой позиции. Приходит, докладывает, что краны на воздушные рессиверы открыл на обоих секциях, но все равно горит и чем выше обороты, тем сильнее! Ну думаю, приехали, не хватало еще конкретно загореться! Ладно, подъем прошли, сбросил нагрузку до девятой позиции и открыл боковое окно, чтобы осмотреть состав, вовремя я это сделал! Гляжу, а у нас с обоих секций, через нижние заправочные ракушки вода хлещет!

Посадил я за пульт этого товарища, а сам пошел посмотреть, в чем дело. Смотрю на водомерные стекла в расширительных баках, а там уже по пол – бака воды в каждой секции! Все понятно, я к сливным кранам в шахтах холодильника – так и есть, они открыты! Быстренько закрываю, хорошо, что воды не лишились, еще бы немного, вот был бы конкретный брак с требованием резерва, да еще лично нами и организованный! Вовремя я успел! В районе компенсаторов есть возгорание, но небольшое, я сразу к кранам на рессиверы – конечно, закрыты! Открываю эти краны на обоих секциях и возвращаюсь в кабину.

Иди, говорю, бери огнетушитель, ликвидируй возгорание, а я наберу побольше позиций и доложишь обстановку. Приходит – все нормально, возгорание ликвидировано, по компенсаторам больше ничего не горит. Ну конечно, говорю, ведь теперь остатки масла из воздушных рессиверов слиты и гореть больше нечему.

Прибыли на конечную, под пассажирский едем с оборота, но время есть. Ну пойдем, посмотрим где какие краны стоят. Вот он и приводит меня к сливным кранам на воду в шахте холодильника, думал, что эти краны на воздушные рессиверы. Так вот и вышло. Показал я ему, что краны на слив масла из воздушных рессиверов находятся возле главного генератора, с обоих его сторон, на раме, а краны в шахтах холодильника – на заправку системы водой снизу через заправочные горловины и на слив воды из системы, что мой помощник и организовал. Да, покраснел паренек, не вышло сразу блеснуть знаниями, которых на данный момент не имел. Но он со мной поработал еще продолжительное время и научился многому на тепловозах и электровозах, сейчас первоклассный машинист, водит пассажирские поезда.

А мораль проста – не знаешь, просто спроси, хуже не будет, так профессионалы и учатся, ведь незнание в нашем деле может дорого стоить.