История Петербургского метрополитена

Метро Санкт-Петербурга – второе по возрасту в истории России и всего СССР. Но при этом к его открытию готовились более 50 лет, начиная с царских времен. Были созданы десятки проектов, но к строительству метро перешли только после Великой Отечественной войны.

Дореволюционные проекты

В конце XIX века началось обсуждение идеи создания в Петербурге «подземной железной дороги». Однако все проекты сталкивались с двумя проблемами: власти хотели, чтобы проект был под государственным, а не частным контролем, а также с лобби других видов транспорта. Из-за того, что в городе действовало лобби конного трамвая, не могли долгое время открыть трамвай на электрической тяге. Первый был в 1895 году, и то по льду Невы, а не по городским проспектам. В начале века был разработан проект запуска электрического трамвая, а значит – с метро необходимо было подождать. Все же в городской совет было подано более 10 различных проектов, самыми интересными из которых были: 

История метрополитена в Санкт-Петербурге
История метрополитена в Санкт-Петербурге
  1. Проект 1898 инженера П.Балинского. Он предложил два проекта: для Москвы и для Санкт-Петербурга. Для столицы он предложил кольцевую ветку, которая бы связывала все пригороды города, а от кольца через центр должны были идти несколько веток. Часть веток должны были быть надземные. Проект стоил 190 миллионов рублей. 
  1. В 1901-м еще один инженер В.Печковский предложил более скромный вариант: построить станцию возле Казанского вокзала и связать станциями другие вокзалы города. 
  1. Г.Гиршсон в том же 1901-м предложил подземную железную дорогу под Невским проспектом. 

 В 1914-м началась мировая война, потом революция. В итоге реализацию идеи Петербургского метро приостановили. Вернулись к ней уже в Ленинграде. 

Начало строительства в СССР 

В 1938-м глава городского совета Ленинграда Алексей Косыгин (будущий организатор экономической реформы при Брежневе) предложил начать строительство метро в городе. Проект был готов еще в 1935-м. В январе 1941-го Каганович подписал соответствующий указ, начальником был назначен Иван Зубков. Но позже началась война, все усилия бросили на создание укреплений вокруг города, а уже вырытые туннели пришлось затопить. Сам Зубков погиб в 1944-м. 

После того, как советскую экономику восстановили после войны, власть вернулась к идеи создания второго метрополитена в СССР. С 1948-го начались строительные работы. Главной метрополитена был назначен Иван Новиков. Из Москвы в Ленинград привезли 59 вагонов. 15 ноября 1955-го был торжественно открыт Ленинградский метрополитен. Ему присвоили имя Ленина. В самом проекте было множество станций с изображением Сталина. После 1956-го и начала десталинизации изображения демонтировали. Всего было 8 станций и одно депо: «Автово». Станцию «Пушкинскую» закрывали на пол года из-за проблем наклонного хода, повторно открыли в апреле 1956. Стоимость проезда в метро тогда составляла 50 копеек. Уже при строительстве первой ветки метро было понятно, что это будет уникальный объект, нигде в мире нет такого количества станций глубокого заложения (в среднем – 85 метров). Для строительства вестибюлей снесли Знаменскую церковь на одноименной площади.  

Уже в 1958-м открыли еще две станции: «Чернышевского» и «площадь Ленина». В 1961-м была открыта вторая ветка: от Технологического института (станция пересадки на первую ветку) до Парка Победы. Именно станция «Парк Победы» была первой в мире станцией закрытого типа: платформа оснащена дополнительными дверьми, которые открываются после прибытия поезда и открытия дверей машинистом. В 1963-м линию расширили до станции «Петроградская». В 1970-м открыли третью ветку: от «Площади Александра Невского» до «Ломоносовской». В 1984-м началось строительство четвертой ветки. Последние станции, построенные в СССР, были открыты практически сразу после объявления о распаде – 30 декабря 1991-м. Это были три остановки на четвертой ветке: от «Садовой» до пересадочной «Александра Невского». Всего же за время СССР было построено около 50 станций.  

Открытие метрополитена в Ленинграде
Открытие метрополитена в Ленинграде

Метро Санкт-Петербурга в Российской Федерации 

Уже в 1992-м началось переименование некоторых станций, например «Площадь мира» в «Сенную» площадь. Вместе с тем, строительство метро продолжалось. В 1997-1999-м открыли еще несколько станций на четвертой линии, а также образована пятая линия. За период с 1999-2019 на пятой линии построили 10 новых станций. В 2018-м на третьей ветке открыли еще 2 станции.  В 2023-м планируется открытие шестой линии Петербургского метрополитена – Красносельско-Калининская. 

В 1991-м стоимость проезда была 50 копеек. Самая большая динамика роста стоимости была в 1994-м: от 50 рублей в феврале до 300 рублей в декабре. В сентябре 1996-го проезд стоил 1500 рублей за один жетон После денежной реформы и стабилизации рублей цена на проезд в метро растет не так быстро: от 6 рублей в 2002-м до 55 рублей в 2020.  

Трагедии в Петербургском метро 

В начале 1970-х партия требовала ускоренного строительства линии глубокого заложения между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества». Там необходимо было использовать технологию заморозки грунтовых вод. Для быстрого строительства решили делать два туннеля не рядом, а один под другим. 8 апреля 1974-го в туннель начала поступать вода из незамерзшей породы. Остановить аварию не удавалось, постепенно таили и другие замороженные породы, туннель на километр заполнился водой. На поверхности начали рушиться здания и проседать проспект. Было решено заполнить туннели водопроводной водой, чтобы вода из замерзших пород не перетекала в метро. В конце 1974-го использовали технологию жидкого азота для замораживания грунта.  В 1975-м туннель был введен в эксплуатацию.  

Но это был не конец истории. В 1994-1995-м туннель начал вновь пропускать большое количество воды. В декабре 1995-го состоялась авария: туннель был пробит, началось затопление. Последние поезда провозил специальный мотовоз, поскольку контактный рельс был отключен. С декабря 1995 по февраль 1996-го туннель был затоплен водой, были созданы специальные герметические затворы, часть туннеля была залита бетоном. В 2004-м были открыты новые обходные пути под улицей Куйбышева. 

Также в метро Санкт-Петербурга было совершено несколько терактов. Первый – в 1996-м, когда травмы получили 2 пассажира. Второй – в 2017-м, пострадало 103 человека, 17 из которых погибли.