Автобусы СССР – История общественного транспорта

Хронологию можно вести с первого автобуса российского изобретателя П. А. Фрезе. Именно это транспортное средство появилось сразу после революции на улицах городов молодой Советской республики.  

Кроме водителя, вмещал 9 пассажиров. Место шофёра – справа, напротив рулевой колонки в виде рычага. Технические особенности: цепной привод на заднюю ось, продольное расположение рессор, монолитные шины. Предложение Фрезе использовать изобретение как общественный транспорт не заинтересовало чиновников северной столицы.  Москва открыла первый маршрут «Марьина роща – Останкино» в 1907 году. Проезд на «Даймлер» (8 мест) и NAG (12 мест) стоил 10 копеек. 

Даймлер, 1907 год
Даймлер, 1907 год

Новая столица и начала отсчёт эпохе общественного автобусного транспорта в СССР 18 апреля 1924 года. Первый маршрут: Пресненская застава – Серебряный Бор. Уже летом 8 машин «Лейланд» соединили Белорусский вокзал и Комсомольскую площадь. За один рейс 28 пассажиров со скоростью до 30 км/ч достигали пункта назначения. 

Автобусный парк, помимо отечественных моделей, включал машины заграничных производителей. На дорогах можно было встретить британские Leyland, немецкие MAN, французские Renault, американские Ford.  

Автобус "Лейланд"
Автобус “Лейланд”

В середине 20-х в этом направлении заработала советская автоиндустрия. Первым советским автобусом можно считать 14-местный АМО-Ф15 с мотором 35 л.с. Образец разработан первопроходцем автопрома – «Автомобильным Московским Обществом». (С 1931 года – ЗИС, с 1956 – ЗИЛ). 

Автобус ЗИС (ЗИЛ) Ф-15
Автобус ЗИС (ЗИЛ) Ф-15

В 1929 году в Ярославле был выпущен автобус Я-6. На удлинённой (на 580 мм) базе грузовика Я-5 монтировались импортные узлы: двигатель Hercules-YXC (93 л.с.), сцепление Brown-Lipe, 4-х ступенчатая КП Brown-Lipe-554, вакуумный усилитель Dewandre, рулевой механизм Ross. Кузова изготавливали автомастерские в Москве, Ростове-на-Дону, Харькове, Тбилиси и Ленинграде.  

Комфорт для 35 сидящих пассажиров был минимальным: плохая вентиляция, неотапливаемый салон, неудобные сиденья. Тем не менее, Я-6 получился лучше прототипа – «Лейланда». Двигатель – мощнее почти в 2 раза, скорость – выше в 1,5 раза. Стартер – электрический, плавное многодисковое сцепление. Руль – слева. Это повысило безопасность автомобиля, сделало легче управление. 

Я-6 оказался долговечным. Хотя производство было прекращено в 1932 году, по причине нехватки мощных двигателей, машины встречались на линиях до самой войны. 

В 1932 году Московский автозавод имени Сталина (бывший АМО) наладил производство АМО-4. Кузов, схожий с Я-6, вмещал 22 места. Комплектация – люкс, стандарт. Отличались планировкой и длиной салона, формой окон, устройством дверей. 

С 1934 по 1938 год на базе АМО-4 выпускался серийный автобус ЗИС-8 на 30 человек.  Мощность мотора –73 л.с., скорость – 60 км/ч. Тормоза с механическим приводом, новый кардан, бак на 105 л бензина. В этом же году 16 машин ЗИС-8 отправились на экспорт в Турцию. 

Автобус АМО-4
Автобус АМО-4

Модель ЗИС-16 (85 л.с.) производилась с 1938 по 1941год. Число мест: для сидения – 26, общее – 34. Выпущено 3250 штук.   

С 1938 по 1950 год Горьковский автозавод выпускал санитарный автобус ГАЗ-55. До появления нового автомобиля ГЗА-653 было выпущено 12044 штуки. Мотор в 50 л.с. разгонял авто до 70 км/ч.   

Развитие автопрома позволило СССР в 1937 году выйти на 4 место в мире по выпуску автобусов, довести производство до 4000 в год. Маршруты работали в 324 городах. 

С началом войны большая часть машин была переоборудована под санитарные, штабные автобусы, мобильные радиостанции.  

Автобус ГЗА-653
Автобус ГЗА-653

Одним из первых послевоенных автобусов стал ЗИС-154. Вместимость – 60 чел., посадочных мест – 34. Отличался кузовом вагонного типа, частично изготовленным из алюминия. Моторы: дизель ЯАЗ-204 (110 л.с.), бензиновый ЗИС-122-А (105 л.с.). Привод тормозов – пневматический. С помощью пневматики водитель открывал двери. Скорость не превышала 50 км/ч. Пассажирам нравился плавный ход, вместительный салон, наличие вентиляции, отопления, удобные двери (3 шт.). Опытные образцы вышли на линии Москвы в июле 1947 года. 

Предприятие выпустило ЗИС-155 и ЗИС-158, первый междугородный ЗИЛ-127 (32 места). В 1959 производство перешло к заводу в Ликино-Дулево. Это помешало запуску в серию ЗИЛ-159 (70 пассажиров, 27 посадочных мест), прошедшему ходовые испытания и побывавшему экспонатом на ВДНХ. Новинки: 8-ми цилиндровый V-образный мотор, гидроусилитель руля. 

С 1949 года на Горьковском заводе автобусов сошёл с конвейера ГЗА-651. Модель, созданная на базе ГАЗ-51, стала самой массовой. В 1952 году техническая документация была передана на автозавод в Павлов. 

С этого времени лидерами по выпуску автобусов стали Павловский, Львовский и Ликинский заводы.  

Автобус ГЗА-651
Автобус ГЗА-651

С 1952 года в Павлове для дорог сельской местности выпускалась модель ПАЗ-651 (20 мест). Модификации: ПАЗ-653 (санитарный); городские – ПАЗ-652, ПАЗ-672; экскурсионный – ПАЗ-672А; северный вариант – ПАЗ-672С. С 1972 года ПАЭ-3201 – повышенной проходимости.   

В 1958 году открылся автозавод в Кургане. Автобус КАВЗ-651 имел базу ПАЗ-651А. Были освоены модификации КАВЗ-685, КАВЗ-685Б (северный вариант) и модель принципиально другого типа – КАВЗ-3100 с кузовом-вагоном. 

Автобус СССР КАВЗ-685
Автобус СССР КАВЗ-685

С 1959 года в Ликино приступили к производству автобуса для города – ЛиАЗ-158 (ЗИЛ-158). С 1961 года – ЗИЛ-158Б (под этим наименованием упоминается в техдокументации и на бирке под капотом). Вместимость – 70 человек, мест для сидения – 32. С 1967 по 1994 на конвейере утвердился ЛиАЗ-677. Впервые использовалась автоматическая трансмиссия. Двигатель ЗИЛ-375Я7 (180 л.с.) разгонял транспорт до 90 км/ч. В салоне размещалось 110 пассажиров. Всего было выпущено около 200 тысяч ЛиАЗ-677 разных модификаций. Более 7000 отправились на экспорт в 16 стран. 

Автобус СССР ЛИАЗ-677
Автобус СССР ЛИАЗ-677

Львовский автозавод начал выпуск ЛАЗ-695 в 1956 году. Применялись западные (Mercedes-Benz O 321, Magirus) и отечественные разработки. Применена задняя компоновка мотора. Двигатель – ЗИЛ-124 (110 л.с.), рессорно-пружинная подвеска, оригинальный дизайн. Салон вмещал 55 пассажиров. В 1958 году появилась модификация ЛАЗ-695Б с однодисковым сцеплением, новой коробкой передач. Сделано около 17 тысяч автобусов. С 1963 года на ЛАЗ-695Е устанавливался мотор ЗИЛ-130 (150 л.с.).  

Автобус СССР ЛАЗ-695
Автобус СССР ЛАЗ-695

Модели ЛАЗ-695М, ЛАЗ-697М имели более эффективную тормозную систему, устройство воздухозаборников. Линейку пополнили ЛАЗ-695Н, ЛАЗ-697Н, ЛАЗ-699Н. В 1977 году с конвейера сошёл ЛАЗ-4202 с дизельным мотором, автоматической КПП, более совершенной тормозной системой. 

Автобус СССР ЛАЗ-4202
Автобус СССР ЛАЗ-4202

С 1955 года Рижская автобусная фабрика запустила в производство автобус РАФ-251 на 28 человек (мест для сидения – 21). Базу ГАЗ-51 усилили, удлинили. Облицованный металлом кузов с деревянным каркасом и парой двустворчатых дверей, сильно напоминал немецкий Volkswagen-Transporter. Имел приточную вентиляцию, радиоприёмник «Москвич». 

В 1957 году появились первые в СССР микроавтобусы РАФ-08 и РАФ-10 «Фестиваль» на 9 мест. В 1959 году – РАФ-977 «Латвия» (10 мест), две вариации для медиков и туристов. Хорошо известная «маршрутка» перевезла первых пассажиров в 1969 году.  

Автобус СССР РАФ-10
Автобус СССР РАФ-10

В 1976 году в новых заводских корпусах РАФ в Елгаве выпустили микроавтобус РАФ-2203 «Латвия». Мотор – бензиновый (ЗМЗ-2401) мощностью 95 л.с. Максимальная скорость – 120 км/ч. 

С 1966 года по документации завода РАФ в Ереване было запущено производство микроавтобусов ЕрАЗ-762 (75 л.с.) и его модификации с более мощным мотором от ГАЗ-24-01 (85 л.с.). 

Автобус СССР ЕРАЗ-762
Автобус СССР ЕРАЗ-762

 В 1961 году на московском заводе имени Лихачёва начался выпуск микроавтобусов ЗИЛ-118 «Юность». Модель получилась очень удачной: салон с модным интерьером, удобные сидения, широкие двери, багажный отсек. Большие окна, огромная панорамная крыша с люком (1830×680мм), звукоизоляция салона, отопление, вентиляция, создавали максимум комфорта для 17 пассажиров. Двигатель мощностью 150 л.с. развивал скорость автомобиля до 120 км/ч. Расход топлива – 28 л/100 км. Такая деталь: на микроавтобус была установлена гидромеханическая АКПП с лимузина ЗИЛ-111.  

В 1967 году на XVIII Международной автобусной неделе в Ницце по итогам туристического ралли «Юность» получила 12 призов. Генри Форд делал предложение о покупке лицензии. Переговоры закончились ничем, а серийный выпуск автомобиля, имевшего огромный спрос, так и не начали. 

Автобус СССР ЗИЛ-118
Автобус СССР ЗИЛ-118

Сколько же предприятий в СССР занималось производством автобусов? Цифра известна: более 40. Количество моделей (при подсчёте по альбомам и каталогам) приближается к 350.  

Конечно, отечественные образцы уступали по своим параметрам, комфорту продукции западных автомобильных технологий. И всё же, автопром справлялся с задачей пополнения и замены парка общественного транспорта. Хорошо знакомый «Икарус» импортировался в рамках интеграции между странами-членами СЭВ.