Электровоз серии К на кремниевых диодах
У нас есть статья про первый опытный советский электровоз на кремниевых диодах ВЛ62, можете прочитать о нем здесь, а сейчас речь пойдет о доноре технологий, можно так сказать. Донор – это электровоз серии К, и возможно он сильно облегчил работу конструкторов, которые создавали ВЛ62.
Первоначально на дорогах с переменным электрическим током эксплуатировались электровозы с игнитронными выпрямительными установками. Переменный ток давал значительные преимущества, по сравнению с постоянным, но вот тяговые электродвигатели всё равно работали только на постоянном или край пульсирующем токе и имели в своей схеме коллектор. Почему бы не создать ТЭД на переменном токе, типа асинхронника, там и коллектора нет и конструкция проста – ответ заключается в невозможности регулировки мощности и скорости. Для управления асинхронным двигателем требуется изменение частоты переменного тока, а технологии тех лет, речь идет о 1959-х годах, не имели даже намека на такую возможность. Вернемся к игнитронам – это ртутный выпрямитель, к которому подходило как правило водяное охлаждение (например электровоз ВЛ60). Громоздкая, сложная и ненадежная схема требовала своей замены на более современные полупроводниковые диоды. Вот здесь и появляется наш электровоз серии К.
В 1959-м году СССР заказывает у фирм в западной Германии 20 электровозов переменного тока с выпрямительными установками на кремниевых диодах. И как вы понимаете, одновременно начинается разработка собственного электровоза на кремниевых полупроводниках ВЛ62. Первый электровоз серии К был готов уже в 1961-м году, а остальные 20 строились на протяжении 1-го года, до 1962-го. Интересно отметить, что первая машина пришла с европейской винтовой сцепкой, и испытания толком провести не смогли, так как сцепка не выдерживала большой нагрузки. В итоге отключили три двигателя из шести, и так гоняли на испытательном круге. Собственно СССР ничуть не волновала продуктивность этих локомотивов, самое главное это начинка, те диоды, которые должны служить примером для собственного ВЛ62. А как реально проходила конструкторская разработка этого ВЛ, кто его знает, тем более сейчас. Электровозы серии К изначально уже были неремонтопригодны, из-за банального отсутствия запчастей, но смогли проработать до 1978-го года.
Давайте теперь о технических характеристиках, довольно неплохих. Шестиосная ходовая часть с двумя тележками, на каждой оси по ТЭД мощностью 725 кВт, общая мощность соответственно 4350 кВт. Вес локомотива составил 138 тонн, а максимальная конструкционная скорость 100 км/час. Ещё на машине был установлен реостатный тормоз, мощностью 2 кВт.