Электропаровоз – локомотив из Швейцарии
Электропаровоз – вот уж действительно необычный локомотив, с дифференцированием которого явно могут возникнуть сложности. Согласитесь, название отсылает нас сразу к локомотивам из двух эпох – паровозу и электровозу, ну кому могло прийти в голову “скрестить” их, а самое главное зачем – давайте разбираться.
История Электропаровоза
Электропаровоз впервые появился в Швейцарии во время Второй мировой войны. Эта страна на тот период уже обладала развитой электрифицированной сетью железных дорог, для эксплуатации поездов с электровозной тягой. Помимо этого электричество в Швейцарии вырабатывалось на гидроэлектростанциях, электрическая мощность которых, для нужд железных дорог была, в избытке. Другое дело, что военное время внесло некоторые коррективы в работу железных дорог: электровозов не хватало, а парк паровозов нуждался в каменном угле, доступ к которому стал резко затруднен.
Таким образом перед инженерами стояла нетривиальная задача по модернизации парка паровозов, с целью обеспечения их работы от доступной электрической энергии. В результате решения данной задачи мир узнал о чудо-машине – электропаровозе.
Принцип работы электропаровоза
Для того, чтобы понять как работает электропаровоз, для начала коснемся принципа работы классического паровоза. Конечно подробный ответ на данный вопрос вы можете прочитать в нашем материале, а здесь мы коснемся лишь принципиальной части вопроса.
За счет сгорания угля в топке паровоза тепловая энергия нагревает воду в котле, превращая ее в сильно перегретый пар. Далее этот пар поступает в паровые машины, где за счет давления на поршень происходит механическая трансформация поступательного движения поршня во вращательное движение колес. Регулируя подачу пара в паровые машины, машинист может управлять скоростью движения паровоза.
Вместо угля электропаровоз использует электрические нагревательные элементы, установленные в жаровых трубах котла. Таким образом вместо энергии сгорания топлива использовалась электрическая энергия, а далее принцип действия не отличался от классического паровоза.
КПД установки, как можно понять, не отличался эффективностью, зато создание локомотива не требовало каких-то невероятных усилий, которые требовались для создания электровозов, а электрический нагревательный элемент имеет довольно простое устройство.
Технические характеристики электропаровоза
Электропаровоз имел три оси, а на крыше кабины машиниста был установлен пантограф, или токоприемник, который подсоединялся к контактной сети переменного тока с напряжением – 15 000 Вольт и частотой 16,66 Гц. Мощность всех трубчатых электронагревателей локомотива составляла 480 кВт, чего хватало для перегревания пара. Конечно потери энергии при этом были значительны, и такой локомотив уступал в производительности классическим собратьям.