Электропаровоз – локомотив из Швейцарии

Электропаровоз – вот уж действительно необычный локомотив, с дифференцированием которого явно могут возникнуть сложности. Согласитесь, название отсылает нас сразу к локомотивам из двух эпох – паровозу и электровозу, ну кому могло прийти в голову “скрестить” их, а самое главное зачем – давайте разбираться.

Электропаровоз из Швейцарии
Электропаровоз из Швейцарии

История Электропаровоза

Электропаровоз впервые появился в Швейцарии во время Второй мировой войны. Эта страна на тот период уже обладала развитой электрифицированной сетью железных дорог, для эксплуатации поездов с электровозной тягой. Помимо этого электричество в Швейцарии вырабатывалось на гидроэлектростанциях, электрическая мощность которых, для нужд железных дорог была, в избытке. Другое дело, что военное время внесло некоторые коррективы в работу железных дорог: электровозов не хватало, а парк паровозов нуждался в каменном угле, доступ к которому стал резко затруднен.

Таким образом перед инженерами стояла нетривиальная задача по модернизации парка паровозов, с целью обеспечения их работы от доступной электрической энергии. В результате решения данной задачи мир узнал о чудо-машине – электропаровозе.

Электропаровоз из Швейцарии
Электропаровоз из Швейцарии

Принцип работы электропаровоза

Для того, чтобы понять как работает электропаровоз, для начала коснемся принципа работы классического паровоза. Конечно подробный ответ на данный вопрос вы можете прочитать в нашем материале, а здесь мы коснемся лишь принципиальной части вопроса.

устройство паровоза котел топка паровоз в разрезе

За счет сгорания угля в топке паровоза тепловая энергия нагревает воду в котле, превращая ее в сильно перегретый пар. Далее этот пар поступает в паровые машины, где за счет давления на поршень происходит механическая трансформация поступательного движения поршня во вращательное движение колес. Регулируя подачу пара в паровые машины, машинист может управлять скоростью движения паровоза.

Вместо угля электропаровоз использует электрические нагревательные элементы, установленные в жаровых трубах котла. Таким образом вместо энергии сгорания топлива использовалась электрическая энергия, а далее принцип действия не отличался от классического паровоза.

КПД установки, как можно понять, не отличался эффективностью, зато создание локомотива не требовало каких-то невероятных усилий, которые требовались для создания электровозов, а электрический нагревательный элемент имеет довольно простое устройство.

электропаровоз из Швейцарии
Электропаровоз из Швейцарии

Технические характеристики электропаровоза

Электропаровоз имел три оси, а на крыше кабины машиниста был установлен пантограф, или токоприемник, который подсоединялся к контактной сети переменного тока с напряжением – 15 000 Вольт и частотой 16,66 Гц. Мощность всех трубчатых электронагревателей локомотива составляла 480 кВт, чего хватало для перегревания пара. Конечно потери энергии при этом были значительны, и такой локомотив уступал в производительности классическим собратьям.