Для чего в двигателях самолетов рисуют спираль?

Наверное каждый наблюдательный человек, который пользовался услугами авиатранспорта или просто бывал в аэропорту, мог заметить, что в двигателях самолетов рисуют спираль в центре на конусной заглушке вентилятора (именно так называется этот диск с лопастями, которые правильно называть лопатками, а двигатель обозначается как турбовентиляторный), небольшие спирали имеют контрастный цвет (в основном белый или желтый). Многие считают, что это ничего не значащий рисунок или просто какой-то декоративный элемент, дизайнерская фантазия и часть брендинга. Но это неверное представление. У этих спиралей есть свое особое предназначение. По крайней мере есть основная причина, и дополнительная, имеющая под собой довольно шаткие основания.

gray airliner

Спирали нужны для сотрудников аэродромных служб

Во первых спирали предназначены для сотрудников авиаслужб, чтобы они могли видеть какой двигатель запущен. Если самолет находится на летном поле аэропорта, то из-за сторонних шумов, производимых в больших количествах другими самолетами и работающей техникой, сотрудники не всегда могут понять, какой двигатель действительно работает, а сами лопатки темного цвета на расстоянии сливаются в один рисунок. Плохо видно вращение турбины в вечернее и ночное время, а спираль при вращении сливается в белое пятно, которое очень яркое и светится.

Вы спросите, а для чего сотрудникам аэропорта эта информация? – Дело в том, что вокруг каждого работающего двигателя образуется зона всасывания воздуха, которого кстати сказать двигателю требуется очень и очень много, до нескольких тонн (да, воздух тоже имеет вес) в секунду на максимальной тяге. И пусть на летном поле (стоянка, рулежные дорожки) не используется максимальная тяга, даже холостого хода достаточно, чтобы с расстояния одного метра человека просто засосало в двигатель, вместе с воздухом. По этому каждый работник аэродромных служб четко знает, что к работающему двигателю, а именно к дугообразной зоне всасывания (у каждого самолета это расстояние свое, чем больше двигатель, тем дальше зона безопасности, но в среднем это расстояние от 4-х до 7-ми метров) подходить строго запрещено. Сначала посмотри на спираль, потом проходи.

столкновение самолоета с птицами

Спирали отпугивают птиц

Также существует еще одно объяснение: что такое яркое пятно отпугивает птиц, это необходимо во время взлета и посадки, чтобы не происходили случаи попадания птиц в двигатель, так как это может вывести его из строя (конечно не единичный случай, даже с парочкой крупных птиц двигатель справится, но вот если это будет стая, то кончится такая встреча плохо для всех участников столкновения, простите за черный юмор). Одна японская авиакомпания проводила эксперимент, в ходе которого на одни двигатели наносилась спираль, а на другие нет. Как оказалось птицы реже попадались в двигатели со спиралью, и тогда было высказано предположение, что из-за быстровращающихся лопастей у птиц создается впечатление, будто двигатель полый. Яркая контрастная точка посередине это впечатление разрушает, и птицы сторонятся его. Конечно это по большей части всего-лишь предположения.

Идентификация одномоторных самолетов

Есть еще одно сомнительное применение спирали на одномоторных самолетах из военной истории: нарисованная спираль на колпаке винта идентифицировала свои самолеты в воздушном бою. Считается, что немецкие авиаотряды наносили спирали на модели боевых самолетов, начиная с 1940-х годов, и у них существовала целая классификация этих обозначений.  

Спирали были разноцветные, разные по длине и ширине, в общем и по своей форме. Также спираль показывала к какой дивизии, к какому отряду принадлежал борт. Но эта версия также кажется сомнительной, так как имеется мало фактов о ее достоверности. И вряд ли, что во время полета и во время боя пилотам удавалось бы заметить эти рисунки, и тем более что-то идентифицировать по ним.

Первое применение на пассажирских авиалайнерах

Впервые спирали стали наносить на колпаки вентиляторов турбин в начале 1970-х годов. В то время началась эра турбо-вентиляторных двигателей, с которыми авиация получила намного более тихие и мощные двигатели. Ранние модели двигателей самолетов были турбовинтовые и турбореактивные, и если у первых вращение винтов было вопросом очевидным, то реактивные двигатели издавали слишком много шума, который сложно не заметить.

Таким образом основная причина одна: спирали наносят для работников аэродромных служб, и такое требование по безопасности содержится в регламентирующих документах, которым подчиняются все авиапроизводители. Остальное – легенды, домыслы и плохо подкрепленные мифы.