Для чего объединяют грузовые поезда с локомотивом посередине? – Стыкованные поезда
Стыкованные поезда – что это такое? На железных дорогах нашей страны применяется соединение – стыкование двух грузовых составов с локомотивами в один поезд для совместного следования по отдельному перегону или всему участку.
Наверное, многие из вас видели на перегонах такие составов – идет обычный грузовой, а вот в середине находится локомотив и за ним опять целый состав! Очень уж он длинный, пока проедет долго ждать придется, да вы попали на проезд стыкованного поезда. Эта технология применяется для необходимости пропустить большой поток поездов при капитальном ремонте пути, при ликвидации последствий крушений, аварий и стихийных бедствий.
Для вождения стыкованных поездов привлекаются наиболее подготовленные и опытные машинисты, имеющие письменное заключение на вождение таких составов. Локомотивы под эти поезда тщательно проверяются – должна безукоризненно работать радиосвязь, обязательно проверяется работа датчика обрыва тормозной магистрали и исправность тормозного оборудования локомотива, если обнаружена неисправность или неустойчивая работа вышеуказанных устройств, то локомотив не будет допущен для ведения стыкованного поезда, в голове или в середине, без разницы.
Стыкованный поезд – это очень серьезно и все здесь должно работать как часы! Они стыкуются либо на станциях или на отдельных участках перегонов, на каждой железной дороге это определено своими приказами, в зависимости от местных условий. Применяется технология следования с автономными (не объединенными) тормозными магистралями и с объединенными тормозными магистралями. Здесь существуют специальные требования для управления тормозами для машиниста головного локомотива и машиниста локомотива в середине состава в зависимости от автономных или объединенных тормозных магистралей.
Руководит ведением такого поезда по радиосвязи машинист головного локомотива, он передает машинисту локомотива в середине состава: режим тяги и режим торможения – начало торможения и отпуск тормозов, а также величину разрядки и отпуска тормозной магистрали. При следовании стыкованного поезда с объединенной тормозной магистралью машинисты локомотивов при каждом торможении контролируют срабатывание датчика разрыва тормозной магистрали по кратковременному загоранию его лампы (ТМ) на пульте управления, но все действия происходят по команде машиниста головного локомотива.
Здесь есть свои нюансы в управлении тормозами и режиме ведения поезда, для машиниста головного и среднего локомотива они немного разные, все это направлено на недопущение разрыва состава и предотвращения выдавливания вагонов головного состава локомотивом и составом второго поезда, что может привести к серьезному крушению!
Как правило стыкуются оба груженых или оба порожних состава, но можно стыковать груженый с порожним, только порожний будет следовать вторым. Если поездка прошла нормально, то состав расстыковывается в определенном месте и дальше каждый следует самостоятельно. Но если в пути следования произошли какие-то нарушения в работе радиосвязи, сигнализаторов разрыва тормозной магистрали, возникли сильные реакции при ведении и торможении, и по другим, возникшим в пути следования причинам, то стыкованный поезд останавливается и производится его расстыковка, далее все следуют самостоятельно.
Особенно нежелательно в таком составе применение экстренного торможения, тут машинист головного локомотива обязан немедленно предупредить об этом по радиосвязи машиниста второго локомотива и оба немедленно применяют экстренное торможение.
Вспоминаю свои поездки, ведешь головным – сплошное внимание за каждым действием, весь на нервах и в напряжении, когда едешь в середине – смотришь на огромные бревна, загруженные в хвостовой вагон первого состава на уровне кабины нашего электровоза или цистерны с бензином, ведь одно неверное наше движение и … может произойти страшное. Особенно весело ехать вторым летом за составом с углем, вот где кайф, когда сидишь по уши в угольной пыли! Но работа есть работа!