Детские железные дороги

Детская железная дорога
Детская железная дорога

Как известно в нашей стране создано много детских железных дорог. Что это такое, как они устроены и работают?

Детские или как принято называть, малые железные дороги, начали строиться в конце тридцатых годов прошлого века в Советском Союзе, с целью ознакомления детей и популяризации железнодорожного транспорта, ну и конечно для первоначального обучения юношей и девушек ведущим профессиям.

Подрастающее поколение активно обучалось и обучается профессиям машинистов их помощников, движенцев, путейцев, вагонников, а затем ребята и девчата поступают в железнодорожные учебные заведения нашей страны уже твердо решив посвятить им свою трудовую жизнь. Малые железные дороги – это настоящая кузница кадров для России и это не громкие слова! Я сам в детстве проходил обучение на Малой Дальневосточной железной дороге, что сыграло огромную роль в выборе мною профессии – машинист.

Попутно я еще раз посоветую нашим «крутым» ребятам «зацеперам» и «электричкингерам» (трудно даже выговорить) – если у вас действительно есть огромный интерес к ЖД, идите на малые дороги, ведь они есть практически во всех регионах и получайте нужные знания и навыки там, а не под колесами поездов или на крышах под контактным проводом! Вы серьезно научитесь управлять тепловозами, движением поездов, получите массу удовольствия и знаний. Самое главное – не надо рисковать своей драгоценной жизнью!

Что же представляют из себя современные малые (детские) железные дороги?

Практически каждая железная дорога России имеет свою малую, над которой осуществляет шефство и материально обеспечивает ее деятельность. Кузницы будущих кадров работают в летнее время, в период летних каникул. Только наши юные железнодорожники не отдыхают, а работают, обслуживая свою дорогу и даря много радостных моментов ребятне и их родителям. Они водят поезда, работая машинистами и помощниками, организуют движение поездов, в общем осваивают на практике все железнодорожные профессии. Конечно все работы производятся под контролем взрослых специалистов. Возраст есть возраст.

Тепловоз ТУ10
Тепловоз ТУ10

А как влиться в эту дружную семью юных железнодорожников? Очень просто! Надо прийти на малую дорогу и записаться на обучение, все. Обучение проводится специалистами-профессионалами, формируются классы и ребята после школы, несколько раз в неделю обучаются железнодорожным профессиям. Сначала конечно обучение начинается с первых классов, но с каждым годом все выше и выше, а там – ты уже машинист тепловоза или дежурный по станции! От простого к сложному. А после первого года обучения ребята и девчата работают стрелочниками, проводниками и кассирами. При этом и форма, и погоны, все по-настоящему!

Все малые дороги имеют узкую колею, шириной 750 мм. Раньше на них работали узкоколейные паровозы разных серий – 157, 159, ПТ4 и другие. Затем конечно на смену паровозам пришли тепловозы – ТУ2, ТУ7 и даже работали «чехи» – ТУ3. В настоящее время Камбарским машиностроительным заводом выпускается специально для малых железных дорог четырехосный тепловоз с гидравлической передачей ТУ10. Он оборудован всем современным, что установлено на больших локомотивах. Но узкоколейные тепловозы ранних типов еще никуда не ушли.

Малая Забайкальская железная дорога
Малая Забайкальская железная дорога Тепловоз ТУ2

На Малой Забайкальской, в городе Свободном, Амурской области, до сих пор работает легендарный тепловоз ТУ2 под номером 001! Многие дороги оборудованы стрелочной централизацией и даже автоблокировкой, рельсы укладываются на бетонные шпалы.

Протяженность у малых дорог разная, но самая большая – 11,5 километров у Малой Забайкальской, в городе Свободном. Она связывает город с детскими лагерями отдыха, в поселке Бардагон на берегу реки Зея. Самая удаленная – Малая Дальневосточная, находится в городе Южно-Сахалинск. И еще, малые железные дороги в летний период перевозят десятки тысяч пассажиров!