Действия локомотивной бригады при вынужденной остановке поезда на перегоне

Железная дорога похожа на большой и сложный часовой механизм, где от слаженной работы каждой, даже самой маленькой, детали зависит точность измерения времени. Если детали работают плохо – часы начинают отставать, если они работают слишком активно – спешить, все как в РЖД. На локомотивную бригаду возложена ответственность четко следовать служебному расписанию, и делать все для его исполнения, ни спешить, ни опаздывать. Однако в жизни не все так гладко, порой приходится по тем или иным причинам остановиться. Как сделать всё правильно, учитывая что данная ситуация уже будет стрессовой для локомотивной бригады? Как соблюсти все нормы, регламенты, распоряжения… вот об этом наш материал, максимально доступный, берите на вооружение.

Действия локомотивной бригады (всех видов ПС) при вынужденной остановке поезда на перегоне должны соответствовать требованиям Распоряжения ОАО “РЖД” от 12 декабря 2017 г. N 2580р “О вводе в действие Регламента взаимодействия работников, связанных с движением поездов, с работниками локомотивных бригад при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на путях общего пользования инфраструктуры ОАО “РЖД”.

Понятие “Вынужденная остановка”

Для начала давайте определимся с главными понятиями, которыми будем оперировать в данном контексте. Мы уже обозначили, что задача локомотивной бригады вести поезд в соответствии с графиком движения, и любая остановка поезда может иметь лишь две причины: она запланирована графиком, либо она вынужденная. В любом случае остановка вне графика имеет свою причину, и обязательно будет найдено виновное в этой причине лицо. Чтобы машинист не оказался крайним в мелочах и безопасность была превыше всего, требования регламента нужно неукоснительно выполнять! Красный сигнал впереди – виноват машинист предыдущего поезда или ДСП, путь повело – виноваты путейцы, КЛУБ глючит – сцбисты, и так далее.

Не надо думать, что если вы вдруг встали и стоите посреди перегона на “красном”, то это не вынужденная остановка, как бы ни так. Также срыв стоп-крана, или препятствие на путях, или поломка (неважно по какой причине) – обязательно выполняем регламент.

Так получается любая остановка на перегоне – вынужденная остановка? – Да, если конечно она не предусмотрена графиком.

Порядок действий при вынужденной остановке поезда

Машинист, либо помощник, должны как можно быстрей сориентироваться в координатах (пикетный столбик, показания КЛУБ-У) и сообщить машинистам встречных и попутных поездов (как при однопутном, так и при многопутном движении) о факте остановки и ее причинах (если они неизвестны, пользуемся общими формулировками, например технические неполадки, и тд), далее доложить ДСП, ограничивающего перегон, либо ДНЦ.

Текст сообщения в радиоэфир определен Регламентом, и должен звучать так:

Внимание все! Я машинист (фамилия) поезда номер … остановился на … километре …. пикете четного (нечетного) пути перегона … вследствие (обозначить причину). Будьте бдительны!

Информацию необходимо передавать в следующей последовательности:

  1. на УКВ-диапазоне машинистам поездов попутного или встречного направления;
  2. если поезд пассажирский – начальнику поезда;
  3. ДСП ограничивающего перегон либо ДНЦ.

Как можно обнаружить, приоритет к информированию закреплен за машинистами других поездов, а после уже диспетчеров. Не забывайте об этом, и всегда информируйте машинистов, несмотря на то, что это кажется неоправданным действием.

Также запомните: информация в радиоэфир повторяется постоянно, пока вы не получите подтверждение от машинистов всех поездов, следующих по перегону навстречу вам и позади вас, а также ДСП.

Текст подтверждения также регламентирован:

Я, машинист поезда номер …, фамилия …, понял, поезд номер … остановился на … километре … пикете …. пути …… перегона.

В том случае, если подтверждение от машинистов встречного или вслед идущего поездов, в том числе идущего по смежному пути, не получено, машинист обязан сообщить об этом ДСП или ДНЦ, который уже будет сам принимать меры к информированию машинистов поездов.

Тем временем помощник машиниста обязан: зафиксировать на обратной стороне бланков предупреждений формы ДУ-61 время остановки поезда, время информирования машинистов всех поездов, ДСП(ДНЦ), время подтверждения, фамилии машинистов поездов и ДСП (ДНЦ). Контролировать отсчет времени с начала остановки и докладывать машинисту.

Действия в исключительных случаях

  • Если поезд остановился там, где отсутствует поездная радиосвязь

Машинисту официально разрешается воспользоваться сотовым телефоном, по которому он должен доложить ситуацию дежурному по своему локомотивному или моторвагонному депо, или командно-инструкторскому составу. Доклад должен содержать координаты места остановки и ее причину.

  • Если по техническим причинам движение невозможно

Машинист должен принять все меры, по скорейшему выводу состава с перегона, а помощник машиниста направляется в сторону ожидаемого поезда для ограждения остановившегося состава.

  • Если остановка произошла у запрещающего сигнала

В таком случае производить доклад и дожидаться подтверждения машинисту встречного поезда не надо, а в стальной части необходимо полностью выполнить указанные выше действия по информированию.

  • Если остановка произошла из-за падения давления в тормозной магистрали

В данном случае меняется текст сообщения, передаваемого машинистам поездов и ДСП (ДНЦ):

Внимание все!
Я, машинист (фамилия) поезда номер …, остановился по падению давления в тормозной магистрали на … километре четного (нечетного) пути перегона …, сведений о нарушении габарита не имею. Будьте бдительны!

  • Если остановка произведена в результате схода вагонов или локомотива

В этом случае необходимо оповестить машинистов и ДСП (ДНЦ) так:

Внимание все!
Я машинист (фамилия) поезда номер … На … километре … пикете четного (нечетного) пути перегона … нарушен габарит вследствие схода подвижного состава. Будьте бдительны!

  • Если есть сведения о нарушенном габарите

В данном случае машинист обязан включить красные буферные фонари, а если они конструктивно не предусмотрены, необходимо использовать все доступные сигнальные средства для остановки встречного поезда, в том числе петарды.

  • Если движение не может быть возобновлено через 10 минут

Машинист обязан затребовать у ДНЦ через ДСП близлежащей станции вспомогательный локомотив.

В данном случае локомотивная бригада должна незамедлительно принять все меры по закреплению состава, после чего доложить ДСП станции или ДНЦ о закреплении поезда, а также произвести запись в журнал ТУ-152.

  • Если остановка произошла по причине неисправности подвижного состава

В таком случае запрещено отпускать автотормоза до выявления причины неисправности. Отпуск можно производить только после перезарядки тормозной магистрали, или при закреплении состава.

Начало движения

Обратите внимание на важный момент: после того, как причина вынужденной остановки устранена, начало движения можно производить только по согласованию с ДСП (ДНЦ), а если прочитать эту формулировку более критически, то только по разрешению ДСП (ДНЦ).