Контрольно-габаритное устройство (КГУ) на железной дороге: какова его роль в безопасности движения
Очень часто на железной дороге перпендикулярно полотну пути можно увидеть такую металлическую рейку, поделенную на несколько частей. Обывательски мне именно так захотелось описать это устройство, а на профессиональном языке это “Контрольно-габаритное устройство (КГУ)”.
Первое, что пришло на ум моему знакомому, который увидел эту штуку на пути в метро, что с помощью этого оборудования определяется факт проезда над ним поезда. Что-то вроде радара. Но это совсем не там.
Данное устройство также носит название Устройство Контроля Схода Подвижного Состава, или УКСПС. Ещё иногда можно встретить такое название, как контрольно-габаритное оборудование,- но можно сказать что это не совсем верно, так как на железной дороге уже есть другое, так названное, устройство. Но с функциональной точки зрения истина во втором названии тоже есть.
Собственно назначение данного прибора полностью определяет его название, только слово “Сход” воспринимается обывателем как нечто катастрофическое, подобно Крушению. И с какой целью нужно дополнительно сигнализировать об это, совершенно не ясно.
Стоит сразу уточнить, сход это не всегда крушение и не всегда он приводит к катастрофическим последствиям, а чтобы как раз такие последствия исключить и создано устройство контроля схода. Вот пример на фото ниже.
Одно колесо на оси грузового вагона сдвинулось со своего места и колёсная пара “провалилась” между рельсами. Вот классические пример схода. Допустим это произошло в 70-м вагоне ночью. Машинист этого не заметит, ведь мощность локомотива настолько большая, что такого изменения нагрузки он не ощутит. И поезд будет тащиться вот так, со скоростью 60 км/час, ломая под собой шпалы. Если такой поезд попадет на станцию, где есть стрелочные переводы – произойдет самое настоящее катастрофическое крушение.
Но в дело вступает наше устройство. Оно состоит из реек, которые связаны либо электрически, либо металлическим тросиком с реле. Если колесо, или какая-либо часть подвижного состава задевает одну или несколько реек, они разрушаются соединяя контрольную электрическую цепь, которая включит реле, либо это сделает механическое устройство посредством металлического тросика. При срабатывании реле автоматизированная система управления движением автоматически закрывает ближайший по пути следования поезда светофор, и в радиоэфир передает специальное сообщение, услышав которое машинист немедленно должен остановиться.
Также система просигнализирует, если например в подвижном составе в одном из вагоном произошел отрыв оборудования, которого особенно много в электричках, электропоездах метро, пассажирских вагонах, оборудованных кондиционерами.