Тормозные реостаты – устройства на крышах электропоездов?
Может быть вы замечали, как от устройств, расположенных на крышах моторных вагонов электропоездов, называемых тормозными реостатами, сразу после остановки поезда идет дым?
Эти устройства (тормозные реостаты) представляют они собой электрическое сопротивление или резистор. На электропоезде полно всяких элементов электрических схем, но этот элемент отвечает за торможение состава на скорости.
Электропоезд, как и поезд метро, в отличие от классических пассажирских поездов, работает в цикле разгон -движение – торможение, который повторяется через короткие промежутки времени. Пригородная электричка может следовать со всеми остановками и тормозить и разгоняться по разу каждые 5 минут. Естественно классический вариант пневматических тормозов здесь не подходит. Не потому, что этот вид тормоза не так эффективен, а просто по тому, что от тормозных колодок, работающих в таком износе, ничего не останется.
Именно по этому электрички и поезда метрополитена до малой скорости тормозят двигателями, а на скорости 5 км/час уже зажимают пневматический тормоз.
Как работает торможение двигателем и причем здесь резисторы на крыше? Если электропоезд едет по инерции, значит его двигатели вращаются и их можно использовать в качестве генераторов электрической энергии. В принципе любой электродвигатель можно использовать как генератор. Для этого необходимо переключить с двигателя электрическую цепь на нагрузку. По закону Ома, чем меньше электрическое сопротивление тем больше электрический ток, он то нам и нужен. Для увеличения этого самого тока необходима такая нагрузка, которая обладает меньшим сопротивлением. По ней пройдёт очень большой ток, который будет эту самую нагрузку разогревать, а на валу электродвигателя будет создан тормозящий момент, который будет стремиться заблокировать вал и не позволить ему вращаться. И этот момент тем больше, чем больше сила тока в нагрузке.
Говоря простым языком, для торможения электродвигатели подключаются к тормозным реостатам на крыше электропоезда, и энергия движения переходит в электрическую энергию, которая рассеивается в виде тепла на этих самых реостатах, отсюда и дым.