Сильные снегопады – а как им противостоят РЖД?
Россия может похвастаться длинными, холодными и снежными зимами на большей части своей территории, а еще самой протяженной железной дорогой в мире. И периодически возникающие снегопады могут здорово навредить ей, если бы не разрабатываемые уже больше века технологии снегоборьбы.
В чем опасность снежных заносов, ведь кажется что поезд имеет огромный вес и способен удержаться на рельсах?
Снег, когда его слишком много, создает большое сопротивление движению, и из-за этого значительно растут потребление топлива и электроэнергии. Снег ухудшает сцепление колеса с рельсом, удлиняет тормозной путь, и в большом количестве может “набиться” под состав и причинить повреждения подвагонному оборудованию и элементам тормозной магистрали. А для того, чтобы снегопад стал причиной крушения, в наше время, необходимо здорово нарушить все требования по безопасному ведению поездов. А при сильных снегопадах в РЖД действует отдельный нормативный документ, в котором определены критерии, по которым классифицируется снегопад, и расписан план действий для каждой классификационной категории.
Отдельную опасность снег представляет для стрелочных переводов – он способен забить пространство между подвижными элементами и стать причиной невозможности перевода пути. Конечно в таких случаях диспетчер видит, что стрелочный перевод не может переключиться, и соответственно не сможет составить маршрут и дать команду к движению поезда. Специально для устранения снежных заносов стрелочных переводов, практически рядом с каждым находящимся в снежных климатических зонах и входящим в систему централизации (пути крупных ЖД магистралей, основные станционные переводы), расположен трубопровод от системы с сжатым воздухом. К нему путевым работником подключается шланг и производится обдув стрелочного перевода для очистки от снега. И эту процедуру приходится делать довольно часто. Еще применяется более современная система подогрева стрелочного перевода. Снег тает и рельсы остаются чистыми в любой снегопад.
Со “стрелками” разобрались, два наиболее распространенных способа снегоборьбы – пневмообдув и подогрев. А как быть с заснеженными перегонами?
Раньше применялись снегоочистители, которые подключались к паровозу. А проблема “куда весь собранный снег девать?” решалась крайне интересным и находчивым способом – от паровоза отбирался пар и по трубопроводу доставлялся в специальный вагон – снеготаятель. В этом вагоне происходило растаивание собранного с путей снега от нагрева паром, и далее уже вода по трубопроводу переливалась в цистерны. Удобно, не правда ли.
Сейчас все изменилось, и снег больше непосредственно “на путях” никто не оттаивает, и не потому, что технология старая, а потому, что в отсутствии паровоза дешевое тепло отобрать просто негде, тепловоз столько тепла не производит, а электровоз и подавно. А дополнительные теплоустановки будут дороги в эксплуатации.
Сейчас снег либо собирается роторными или “шнековыми” машинами с последующим откидыванием на 20-ть метров от путей в стороны, либо собирается специально спроектированными плоскостями и захватчиками (например машина СМ-2М на фото выше), и автоматически продвигается по составу, заполняя специальные грузовые вагоны. Потом собранный снег отвозится и сваливается в карьер, либо в стационарные снеготаятельные установки, которых на РЖД, насколько мне известно, единицы. Далее процедура повторяется до тех пор, пока перегон не будет очищен от снега.
Самое главное – такие машины спроектированы так, чтобы работать быстро и рабочий процесс обходился только одним ЖД путем.