Необыкновенная железная дорога на острове Сахалин
В Августе 1945 года Япония капитулировала, закончилась Великая Отечественная война. К СССР отошла территория Южного Сахалина и Курильские острова. На острове Сахалин осталась полноценная железная дорога, с шириной колеи – 1067 мм. Дорога эта постоянно развивалась и модернизировалась, это самая удаленная и к тому-же островная железная дорога в России!
Сейчас это Сахалинский регион Дальневосточной железной дороги. Протяженность этой поистине красивейшей и уникальной железной дороги составляет 805 км. Она протянулась от порта Корсаков на юге Сахалина, через Южно-Сахалинск, до ст. Ноглики, на севере острова. Также от основного направления, через ст. Ильинский, идет ответвление на станцию и порт Холмск. С материком Сахалин связывает паромная переправа Ванино – Холмск, на ней круглосуточно трудится три парома, класса «Сахалин». На паромах через Татарский пролив на остров доставляются грузы, железнодорожные составы и пассажиры.
Паромы оборудованы железнодорожными путями с шириной колеи – 1520 мм., как на материке. На специальном пункте смены тележек на ст. Холмск, тележки вагонов меняются на тележки Сахалинской колеи – 1067 мм. Слишком дорогостоящая эта технология, она значительно увеличивает расходы на доставку продуктов, товаров, топлива, ну а отсюда и цены. Поэтому на дороге идет реконструкция по перешивке ее на ширину колеи 1520 мм., и она практически скоро будет завершена. Сейчас на бетонные шпалы с выполненными в них посадочными местами под широкую колею, укладывается третий рельс, но рельсы колеи 1067 мм., пока не демонтируются и движение поездов организовано пока по этой колее.
На острове существует грузовое, пассажирское и пригородное движение. Ежедневно с вокзала Южно-Сахалинска отправляется два пассажирских поезда, сообщением Южно-Сахалинск – Ноглики, один пассажирский, другой скорый. Развито и движение пригородных поездов.
А какие локомотивы работали и работают на этой уникальной дороге?
С 1945 года и до начала 70-х годов основным локомотивом был японский паровоз D51, с осевой формулой 1-4-1, часть паровозов была оставлена японцами на острове, но с 1948 года Япония поставляла нам эти паровозы.
С 1967 года на Сахалин стали поступать тепловозы ТГ16, специально спроектированные и построенные на Людиновском тепловозостроительном заводе для железной дороги острова, с шириной колеи 1067 мм. Строились они вплоть до 1984 года, всего было построено 94 тепловоза. Некоторые тепловозы строились и для обычной широкой колеи, они носят название ТГ20. Интересно, а как после перешивки колеи будет называться тепловоз ТГ16, ведь надо будет переименовать его в ТГ20.
Это двухсекционный тепловоз с гидромеханической передачей, в каждой его секции установлено по два дизеля, мощностью по 820 л.с., каждый. Мощность в секции составляет 1640 л.с., ну а всего тепловоза 3280 л.с. ТГ16 единственный магистральный тепловоз на Сахалине. Людиновский завод изготовил для данной дороги и семь тепловозов ТГ21 (1) и ТГ22(6). Единственный ТГ21 был двухсекционным с четырьмя дизелями, а ТГ22 был выполнен односекционным с двумя дизелями в секции, как на ТГ16. Мощность данных тепловозов практически не изменилась. Сейчас все эти локомотивы законсервированы и находятся на базах запаса на острове. С 2014 по 2016 год Людиновский завод спроектировал и построил шесть тепловозов ТГ16М, шириной колеи 1067 мм., но и с дальним прицелом, тепловоз может работать и на обычной, широкой колее.
Эта глубокая модернизация тепловоза ТГ16. ТГ16М двухсекционный четырехосный тепловоз с гидромеханической передачей, мощность его повышена и составляет 2000 л.с., в секции, 4000 л.с., весь тепловоз, соответственно. Он выполнен с применением всех современных технологий, имеет микропроцессорную систему управления тепловозом (МСУТ) и современный дизайн.
В маневровой работе трудятся тепловозы ТГМ7 – четырехосные с гидравлической передачей, мощностью 680 л.с., а с 1992 года Людиновский тепловозостроительный завод строит тепловозы ТГМ11, мощностью 710 л.с., эти тепловозы меняют уже устаревшие ТГМ7. Данные тепловозы работают на Сахалине и в пригородном движении. Но в основном все пригородные перевозки осуществляются японскими дизель-поездами D2, в двухвагонном или трехвагонном варианте.
Очень интересная и красивая железная дорога, а главное очень нужная для острова! Будет возможность – обязательно посетите, не пожалеете!